zag1.GIF - 11446 Bytes
Главная
Часть II. Проблема национальной безопасности.
Часть III. Борьба за оздоровление философии.
Часть IV. Экономическая теория.
Часть V. Теория общественных отношений.
Часть VI. Теория управления макроэкономикой.
Часть VII. Партийная программа рациократии.
Форум
Гостевая книга


v     Если ум обременен грузом ученого невежества, то он уже не поднимется к истине.

Гельвеций (1715 – 1771)

v     В слове "ученый" заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился…

Г. К. Лихтенберг. (1742 – 1799)

Введение.

Суть проблемы. Истинная наука с самого момента своего возникновения ведет непрерывную борьбу с лженаукой. Как правило, на переднем плане этой борьбы от науки выступали представители философии. Так, например, французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715-71) и немецкий просветитель Георг Кристоф Лихтенберг (1742-99) боролись с невежеством, прежде всего с ученым невежеством. К. Маркс использовал термин "вульгарная наука", тождественный современному понятию "лженаука". Основным признаком вульгарной науки он считал невежество, неспособность проникать в глубинную сущность явлений. Но такая неспособность на ранней стадии существования присуща любой науке и постепенно преодолевается по мере ее развития. А лженаука изначально ограничивает себя обобщением явлений, выступающих на поверхности, описанием и систематизацией исключительно внешних связей. Здесь невежество является воинствующим, противоборствующим развитию подлинного знания, стремящимся к расширенному воспроизводству.

Сейчас, когда наступил XXI век, кажется невозможным, что в современной науке может сохраняться такое позорное явление, как ученое невежество. Мы так привыкли верить своим ученым! А между тем по сравнению с XVIII веком изменилось лишь то, что с невежеством в сфере общественных наук перестали бороться. А вся совокупность этих наук во главе с философией и политэкономией деградировала настолько, что настоящих ученых в этой системе вовсе не осталось. Науки превратились в лженауки, а ученые – в лжеученых. Не будут же они бороться сами с собой!

Невероятность отмечаемого факта требует множества серьезных доказательств, подтверждающих его истинность. Но даже самой жесткой критики недостаточно, чтобы победить лженауку. Лженауку может победить только противопоставленная ей истинная наука. Что ж! Чтобы не вступать в бой в гордом одиночестве, обращаюсь за помощью к мыслителям XVIII века. Их высказывания, удивительно актуальные в наши дни, я буду брать в качестве эпиграфов к отдельным главам своего труда.

Причины возникновения лженаук. Трудности всенародных испытаний вызывают рост числа людей, которые хотят быть одурманенными, одураченными и готовы даже платить за это. Первое увеличивает потребление алкоголя и наркотиков, а второе создает питательную почву для разнообразного шарлатанства. Такие формы шарлатанства, как знахарство, астрология и магия, процветают на ниве частного предпринимательства и сравнительно безобидны. Самой опасной формой шарлатанства является лженаука, которая добирается до государственной кормушки и диктует политические и экономические решения государственному аппарату управления. Это превращает ее в фактор, нарушающий национальную безопасность страны.

Как свидетельствуют заявления ряда ведущих ученых России, в последние годы в стране стали активно развиваться различные лженауки. Однако озабоченность ростом влияния лженаук проявляют только ученые, специализирующиеся в сфере естественных наук. Они строят свои заключения исключительно на примерах из знакомой им сферы, а общественные дисциплины, где лженаука заняла господствующие позиции, в поле их зрения не попадают. А в результате авторитет самых уважаемых из этих ученых способствует недооценке приносимого лженаукой вреда. Так, академик Мигдал высказал следующее мнение:

"В некоторых случаях лженаука приносит ощутимый вред обществу, например, когда лжеученому удается повлиять на экономику, культуру, подействовать на воображение молодых людей, начинающих свой путь в науке. Но если научная ценность работы определяется не приказом администратора, а общественным мнением больших коллективов, вероятность ошибочной оценки минимальна. Поэтому, мне кажется, не следует бороться с лженаукой, запрещая ее…".

А. М. Хазен в работе "О лженауке, ее последствиях и об ошибках в науке" заметил: "… специфическим источником лженауки в России была прошлая "руководящая роль ЦК КПСС" по отношению к науке - введение в науку вненаучных причин и указаний".Но и он не развил свою мысль. Между тем политическое давление сказалось главным образом на развитии общественных наук, привело к их деградации. А это явление, в свою очередь, создало благоприятные условия для развития лженаучных направлений в естественных науках.

Для борьбы с ними Российская Академия Наук оказалась вынужденной создать Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Председатель этой Комиссии академик Э. П. Кругляков в своем докладе на Президиуме РАН 16 марта 1999 г. сообщил:

"…Мы оставляем без ответа вопрос о причинах роста влияния лженауки, о том, почему лженаука расцветает в благополучных высокоразвитых странах, наконец, вопрос о социальных последствиях распространения лженауки. Похоже, этими проблемами следует заняться общественным наукам.

…Лженаука все более наглеет. Не исключено, что если оставить все как есть, она в недалеком будущем подменит собой науку.

Симптомы налицо. Лженаука уже пустила корни в ряде вузов страны. Действия лжеученых координируются проходимцами из… Государственной Думы.

…Надо признать, что деятельность ряда общественных академий становится просто опасной для будущего страны. Российская Академия наук должна, наконец, выступить с оценкой происходящего. Почему бы членам РАН не выйти из одиозных академий?

Если мы хотим одолеть гидру лженауки, мы в первую очередь должны очиститься от всяческой скверны в самой Российской Академии наук".

Итак, комиссия не пожелала искать причины роста влияния лженаук, и деградация в системе общественных наук осталась вне поля ее зрения.

С тех пор прошло 5 лет, а положение продолжает ухудшаться. Представители общественных наук, в частности философы, делают вид, будто происходящее их попросту не касается. Они не желают замечать, что наиболее интенсивно подмена науки лженаукой происходит в сфере общественных наук.

Кто виноват? Общественные науки идут по трудному и тернистому пути развития. Трудности на этом пути связаны, в основном, с особенностью этих наук, в которых пересекаются интересы политики и науки. Развитие любой науки неизбежно связано с борьбой идей, в результате которой познается истина. Но в точных и естественных науках эта борьба идет внутри, а общественные науки оказались под колоссальным давлением извне. Ученые здесь поддались внешнему напору и позволили превратить свои науки в оружие политической борьбы. В результате науки встали на путь извращения истин, потеряли объективность, деградировали и превратились в лженауки.

Все началось с того, что Маркс использовал в своем учении достижения немецкой философии, английской политической экономии и французского научного социализма, которые в первой половине XIX века имели очень высокий уровень. Но он привнес в них субъективизм, отражающий интересы пролетариата, т.е. одного из классов, существовавших в его время. В результате общественные науки были чрезмерно политизированными и превращены в оружие классовой борьбы. Последователи Маркса назвали его учение марксизмом, а элементы субъективизма, привнесенные Марксом в общественные науки, превратили в догмы. Этот фактор особенно остро проявился в XX веке, когда мир разделился на две системы: капиталистическую и

Буржуазные ученые восприняли марксизм, как учение, враждебное защищаемой ими общественной системе, и набросились на него с самой яростной критикой, но опровергнуть не сумели и поэтому попросту отбросили. Но вместе с субъективизмом оказались отброшенными и объективные истины, без которых оказалось невозможным дальнейшее развитие общественных наук. А в бывшем СССР, в котором марксизм стал важнейшим идеологическим оружием, развитие общественных наук было полностью остановлено марксистскими догмами. За полтораста лет существования марксизма эти догмы пришли в противоречие с современным состоянием общества и изменившимся уровнем развития знаний. Сохранение догм в общественных науках, нарушающее основные принципы развития наук, довело процесс деградации этих наук до превращения их в лженауки.

Значение парадигмы. Все науки, включая и общественные, подчиняются закономерностям, установленным философией для процесса познания.

Истинная наука характеризуется наличием парадигмы, т.е. устоявшихся положений, которые в определенный период развития обретают значение неукоснительных руководящих начал этой науки. Парадигма является инструментом, позволяющим отделять зерно от плевел, т.е. защищает науку от засорения непродуманными гипотезами и идеями. В истинной науке не должно быть места слепой вере, а наличие парадигмы требует строгого соответствия с ней каждого нового положения. Такое доказательство должно строиться на основе логики, что исключает применение софистики. Короче говоря, наука без парадигмы не имеет права считаться наукой.

Отсутствие парадигмы является, таким образом, важнейшим признаком лженауки, отличающим ее от истинных наук.

Прогресс познания требует периодической смены парадигм, пришедших в противоречие с какими-то новыми для науки фактами, новыми парадигмами. Однако производить такую замену возможно лишь в исключительных случаях, когда непригодность старой парадигмы и справедливость новой становятся очевидными для всех представителей науки. Отказ от имеющейся парадигмы без достаточных оснований и без замены ее новой парадигмой знаменует превращение истинной науки в лженауку.

Одна из таких закономерностей требует постоянного совершенствования парадигмы науки, т.е. совокупности гипотез, признанной большинством ученых. Процесс эволюции в науке изредка прерывается резкими скачками в развитии, связанными с заменой устаревшей парадигмы, пришедшей в противоречие с какими-то новыми для науки фактами, более совершенной новой парадигмой. Указанный принцип смены парадигм чрезвычайно важен для нормального развития науки, способствует ее омоложению.

Но производить такую замену возможно лишь после того, как появится новая парадигма, справедливость и преимущество ко­торой станет очевидной для всех представителей науки. До этого момента старая парадигма должна сохраняться с тем, чтобы выполнять функцию защиты науки от засорения непродуман­ными гипотезами и идеями. С этой точки зрения любые ошибки и заблуждения первооткрывателей в науке не следует осуждать. Вместе с тем только самая жесткая критика всех новых идей позволяет защитить существующую парадигму от неправомерной подмены ошибочными и ложными теориями.

При отсутствии парадигмы все критерии истинности утрачивают силу. Ложные теории получают право на существование, не подвергаясь критике. Развитие науки останавливается. Она стареет, деградирует в то время, как прогресс познания требует от нее постоянного совершенствования.

Таким образом, состояние парадигмы является главным критерием, характеризующим состояние науки в целом.

Субъективизм, как характерный признак лженауки. Истинная наука едина, а ее положения могут использоваться любыми общностями. А лженаука, превратившаяся в служанку политики, включает в себя положения, отражающих интересы отдельных общностей. Она становится пролетарской или буржуазной, российской или западной.

Нарушения объективности в науке неизбежно приводят к ложным результатам. В общественных науках содержание любых публикаций подгоняется к предвзятым выводам.

Если заглянуть в любое из сочинений ученых этой сферы, то выясняется, что все они строятся по одной схеме. Каждое из них можно разделить на два блока: обзор литературы и собственные выводы и предложения. В обзоре литературы приводятся информационные материалы, заимствованные из каких-либо опубликованных источников, и делается критический анализ произведений экономистов-ученых и ошибок экономистов-практиков. Здесь приводятся интересные факты, которые можно было бы использовать в качестве истинных посылок для получения верных выводов. Но авторы используют этот блок только для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, умением логически мыслить и писательскими талантами, и этим завоевать доверие читателя. А во втором блоке появляется их предвзятое мнение, которое никак не вяжется с имеющимися посылками. Они лишь пытаются создать видимость, будто второй блок является логическим следствием первого. При этом используется примитивный до абсурда прием: добавление слов "следовательно" и "таким образом". Читатели, завороженные писательским талантом автора, как правило, принимают его выводы на веру, не проверяя наличие логической связи между первым и вторым блоками.

Субъективизм современных общественных наук порождает их бесплодность, неспособность решать насущные проблемы общества. Это качество становится самым явным признаком лженауки.

Другие признаки лженауки. Лженаука отвергает логику и диалектику в качестве методов познания и пытается подменить их эклектикой. Для нее характерны агностицизм, нетерпимость к критике, наличие многочисленных "табу".

У лженауки отсутствует четкий понятийный аппарат, система аксиом и постулатов, позволяющих развивать логическую систему научного доказательства своих выводов и предложений. Поэтому используются ссылки на авторитеты, рекламные трюки, а от потребителей требуется слепая вера в науку. Подлинно научный метод исследований лженаука подменяет манипулированием шаманским реквизитом (от кофейной гущи до карт звездного неба). Это исключает возможность воспроизведения результатов одного представителя лженауки - другим (это особенно ярко видно в предсказаниях астрологов). Как правило, лженаука изучает какие-то неуловимые эффекты, что исключает возможность применения математического аппарата, измерений, учета.

Результаты исследований в лженауке выражаются, как правило, в туманной форме, обеспечивающей возможность многозначного толкования. При этом прогнозы-обещания строятся на угадывании желаний клиента: "Только мы обеспечим в кратчайшие сроки все самое приятное на любой вкус. Манну небесную, философский камень, панацею от всех болезней и даже выход из экономического кризиса".

Для лженауки характерно стремление к решению самых крупных проблем общества, нетерпимость к критике и т.д.

Отличительными чертами лженауки являются догматизм и апологетика, многочисленные нарушения логики, диалектики и грубые математические ошибки. Отсутствие общепризнанного понятийного аппарата лишает лженауки единого языка. В среде ученых возникло нечто подобное «вавилонскому столпотворению». Вместо системных знаний лженауки громоздят нелепые баррикады из противоречивых догм и ложных концепций. Концепции утверждаются в результате подмены доказательства истин своеобразным голосованием ученых, а неприкосновенность баррикады обеспечивает соответствующее табу. Впрочем, у каждой из общественных наук путь деградации имел определенные особенности.

Кадры лженаук.После развала СССР и перехода на капиталистический путь развития общественные науки в постсоветских государствах, сохраняя имеющийся кадровый состав, круто изменили свою политическую ориентацию. Все эти кадры были воспитаны советской экономической школой. Получение ученых степеней в этих науках требовало обязательного вступления в КПСС. Ученые здесь были выдрессированы на одобрение и «научное обоснование» любых изменений курса государственной политики. Изменение политического курса в постсоветских государствах ни в коей мере не изменило их сути. У них попросту немедленно сработал условный рефлекс на одобрение действий номенклатуры. И вся их рать после буржуазного переворота, сохраняя степени и звания, дружно совершила поворот на 180 гра­дусов и без зазрения совести начала сегодня утверждать прямо противопо­ложное тому, что доказывала вчера. Она по-прежнему готова услужить лю­бому правителю, обманывая народ.

Лженауки продолжают оказывать свое разлагающее влияние на общество. В их руках находится подготовка кадров специалистов всех отраслей, т.е. они занимаются расширенным воспроизводством невежества, обеспечивая сохранение его господства. А самое пагубное ее воздействие заключается в удушении всякой свежей мысли, малейших проявлений критики, любого инакомыслия. В этом смысле она является тайным и достойным продолжателем дела КПСС.

Кадры для всех органов государственного управления страны подготовлены лженауками. Неспособность этих органов осуществлять свои функции объясняется именно разлагающим влиянием лженауки. Более того, как раньше руководитель высокого ранга был немыслим без партбилета, так в настоящее время занятие определенных должностей в аппарате управления связывается с необходимостью получить ученую степень доктора одной из общественных наук.

Итак, само существование общественных лженаук исключает возможность подготовки в стране профессионалов управления. Таковых у нас нет и быть не может. Поэтому до сих пор у нас господствует абсурдный принцип: "Каждая кухарка может управлять государством!". Из рядов оппозиции к власти рвутся один за другим непрофессионалы, которых обуревают благие намерения испробовать тот или иной рецепт, который они искренне считают панацеей. Представители общественных наук, в особенности экономической науки, также не удерживаются от того, чтобы не покрасоваться на переднем плане. В этом случае на экранах наших телевизоров появляются абалкины, гайдары, аганбегяны, шаталины и явлинские. Но это далеко не настоящие профессионалы, а всего лишь авантюристы от лженауки. Они не могут предложить нашему обществу ничего, кроме рынка, который будто бы способен все поправить автоматически, и "шоковой терапии", которая обеспечивает лишь шок без терапии. Как правило, все их попытки блеснуть своей эрудицией на государственной арене заканчиваются позорным провалом. В конце концов, они уходят на привычный для себя второй план, а их место занимает очередной политик. И начинается опробование следующей панацеи...


Оглавление части I.

Глава 1. Деградация – общее свойство партийных учений.

Глава 2. Деградация марксизма.

Глава 3. Лженауки на службе буржуазии.

Глава 4. Политическая экономия – монстр лженауки.

4.1. Развитие науки до Маркса
4.2. Буржуазная лженаука.
4.2.1. Свидетельства независимых ученых.
4.2.2. За что дают нобелевские премии.
4.2.3. Лжетеория Сороса. new
4.3. Лженаука по-советски.
4.3.1. Догматизм.
4.3.2.Дефекты математического аппарата.
4.3.3.Прочие признаки лженауки
4.3.4.Ошибки при применении метода "проб, ошибок".
4.4. Российский гибрид двух лженаук.

Глава 5. Деградация философии.
5.1. Марксистские догмы в философии.

Глава 6. Живые догмы мертвой лженауки.
На главную.



Используются технологии uCoz