zag1.GIF - 11446 Bytes
Главная
Часть I. Разоблачение общественных лженаук
Часть II. Проблема национальной безопасности.
Часть III. Борьба за оздоровление философии.
Часть IV. Экономическая теория.
Часть V. Теория общественных отношений.
Часть VII. Партийная программа рациократии.
Форум
Гостевая книга

uprav.gif - 3616 Bytes

v     Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается.

Фукидид,
древнегреческий ученый,
(около 460-400 гг. до н. э.)

Введение.

Экономика государства - сложная многоуровневая система (домашнее хозяйство, микроуровень, мезоуровень, макроуровень), для управления которой требуется высокий профессионализм.

По мере перехода от одного уровня к другому уровень сложности системы повышается на два порядка и более. Управление экономикой региона или отрасли (мезоуровень) в сотни раз сложнее, чем отдельным предприятием. Совершенно специфических знаний и способностей требует управление народным хозяйством современной державы (макроуровень).

Все уровни постоянно взаимодействуют, что повышает сложность управления системами более высокого уровня. Отсюда следует, что макроэкономика, т.е. народное хозяйство современной державы, является чрезвычайно сложным для управления объектом. Однако теории управления макроэкономикой в мире не существует. Нет, соответственно, и профессионалов, способных управлять народным хозяйством страны.

Из сказанного, казалось бы, вытекает, что первоочередной задачей экономической науки является создание теории управления макроэкономикой. Однако экономическая лженаука умудрилась извратить даже постановку этой задачи. Она все свои усилия направила на доказательство того, что государство вообще не должно вмешиваться в экономику. При этом используются ссылки на авторитет А. Смита.

Действительно, Смит выдвинул идею освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. По его мнению, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Он считал, что государство должно ограничить себя ролью арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

Однако уже в конце 30-х годов 20 века периодические кризисы, ставшие следствием стихийного характера экономического развития, заставили усомниться в правоте Смита. Дж. М. сформулировал экономическую программу, включавшую всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и некоторые другие меры. Эта программа подкреплялась теоретическими рассуждениями, что позволило назвать кейнсианство теорией государственного регулирования экономики и. В дальнейшем эта теория пересматривалась, совершенствовалась и даже меняла название. В частности, использование в анализе технико-экономических факторов экономического роста получило название неокейнсианства, а идея применения социальных мероприятий для достижения «эффективного спроса» стала именоваться посткейнсианством. Но все эти были лишь мероприятия, применимые в частных случаях, и неправомерно называть их теориями.

В бывшем СССР государственное регулирование экономики было сведено к мелочному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий и крупномасштабным экономическим экспериментам. Все это обусловило начало деградации экономики.

В России решающее влияние на развитие экономики получили невежды от лженауки, требующие отказа государства от вмешательства в экономику. Вот,  к примеру,  в  газете "Известия" 19 сентября 1996 года была опубликована статья "Лекарство против спада" директора Института экономического анализа Илларионова, в настоящее время ставшего советником президента по экономическим вопросам. В подтверждение своего мнения он использовал справедливую критику экономических ошибок бывшего СССР и рассуждения, справедливые для микроэкономики. В целом же экономическая политика, осуществляемая в русле «либерализации», лишь усиливает деградацию народного хозяйства.

Государство действительно не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность  отдельных предприятий, избегать мелочной опеки, которая была атрибутом недоразвитого социализма. Но государственные органы обязаны отвечать за макроэкономические показатели народного хозяйства, за ход экономического развития страны. Именно государство должно создавать условия, которые стимулировали бы рост общественного производства. Только оно может определять "правила игры" для предприятий на микроуровне и следить за выполнением этих правил всеми участниками товарно-денежных отношений.

Управление экономикой заключается в создании условий, когда все товары производятся в необходимом количестве и доводятся до конкретного потребителя, в товарно-денежных отношениях не возникает заторов и при этом обеспечиваются оптимальные темпы расширенного воспроизводства всех систем народного хозяйства. При этом должно быть также обеспечено развитие инфраструктуры народного хозяйства: правопорядка, обороноспособности, здравоохранения, науки, образования, культуры, экологии и т.д. и т.п.

В настоящее время система управления народным хозяйством не справляется ни с одной из перечисленных функций. Стихийно эти цели не могут быть достигнуты. Отсюда следует, что для обеспечения оптимального развития экономики, обществу жизненно необходима теория управления макроэкономикой.

Нужная обществу теория создана при очередном шаге восхождения от абстрактной теории эквивалентного обмена к конкретному знанию об управлении народным хозяйством страны. Рефераты отдельных глав этой теории предлагаются вниманию посетителей настоящего сайта. Разделы главы 2 представляют собой дальнейшие шаги восхождения от абстрактного к конкретному, в которых снято допущение, представлявшее систему управления макроэкономикой как нечто целое. В этих разделах рассматриваются отдельные экономические органы государственного управления народным хозяйством.




Оглавление части VI.

Глава 1. Гипотеза теории управления.

Глава 2. Система органов государственного управления.

2.7.1. Пути совершенствования государственной статистики.

2.7.2. Совершенствование системы планирования.

2.7.3. Совершенствование системы финансирования.

2.7.4. Государственная политика цен.

2.7.5. Совершенствование системы управления средствами производства.

2.7.6. Совершенствование системы оплаты труда.

На главную.




Используются технологии uCoz