Глава 5.
Деградация философии.

v     Он торговал чужими мнениями. Это был профессор философии.

Г. К. Лихтенберг.

В философской науке сложилось сложное положение. С одной стороны, здесь вроде бы сохраняется своя парадигма, но, с другой стороны, эта парадигма не используется должным образом. Философия, по сути, перестала выполнять свои междисциплинарные функции, что открыло широкую дорогу всякого рода лженаукам. Наиболее интенсивно подмена науки лженаукой происходит в сфере общественных наук.

Так, философская наука даже не замечает, что рядом с ней давно уже нет ее ближайшей сподвижницы – экономической науки, место которой захватила лженаука-монстр. Впрочем, деградирующая философия не замечает даже угрозы своему собственному существованию. А ведь ее позиции постепенно захватывает синергетика, новейшая лженаука, изобретенная западными учеными для "опровержения" детерминизма, являющегося важнейшей деталью парадигмы философской науки. Обоснованием нападок на детерминизм стало нелинейное течение общественных процессов, кажущееся случайным.

Рождение лженауки. Основоположником синергетики считается И. Р. Пригожин - бельгийский физхимик русского происхождения, который в 1977 году удостоен Нобелевской премии по химии за работы в области неравновесной термодинамики. Неоспоримы заслуги Пригожина в области физической химии, но он написал еще и "Послание будущим поколениям", в котором сделал необоснованное предположение о возможности создания новой науки:

"Письмо к будущим поколениям приходится писать с позиции неопределенности, со всегда рискованной экстраполяцией от прошлого. Однако я остаюсь оптимистом. Я верю в возникновение необходимых флуктуаций, посредством которых те опасности, которые мы ощущаем сегодня, могли бы быть успешно преодолены".

«Понятия, вводимые науками, изучающими сложность мира, могут служить гораздо более полезными метафорами, чем традиционные представления ньютоновской физики».

"Задача, стоящая перед будущими поколениями, состоит в том, чтобы создать новую науку, которая объединит все эти аспекты, ибо наука до сих пор находится в состоянии младенчества."

И вот на этой зыбкой основе неопределенности последователи Пригожина создали-таки "новую науку".

Имя "новой науке" дал Герман Хакен. Рассмотрим это имя.

Синергетика (от греческого слова synergeia - сотрудничество, содружество, совместное действие) - это, по определению Хакена, ветвь системного анализа, которая изучает то, как при совместном действии независимых элементов системы обеспечивается увеличение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Впечатляет "научность" названия, но если вникнуть глубже в суть этой "новой науки", то ни новизны, ни научных принципов, которые необходимы для построения настоящей науки, в синергетике не обнаруживается.

Явление, послужившее основой новой науки, известно и исследуется уже давно. Его описал еще А. Смит. Позднее, Маркс главе XI в I томе "Капитала" дал название "Кооперация" (от латинского слова cooperatio - сотрудничество, содружество, совместное действие). В этой главе сказано:

"Даже при неизменном способе труда одновременное применение значительного числа рабочих вызывает революцию в материальных условиях процесса труда. ...стоимость средств массового и концентрированного совместного производства растет вне соответствия с размерами этих средств производства и их полезным эффектом.

...Подобно тому, как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвуют одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, например, требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие. Во всех таких случаях результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут единичными усилиями, или может быть осуществлен лишь в течение много более продолжительного времени, или же лишь в карликовом масштабе. Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила.

...По сравнению с равновеликой суммой отдельных индивидуальных рабочих дней комбинированный рабочий день производит большие массы потребительных стоимостей и уменьшает поэтому рабочее время, необходимое для достижения известного полезного эффекта".

Цитата длинная, но зато показывает, что синергетика изучает то самое понятие, которое давно известно под названием "кооперация". Видимость новизны возникла лишь в результате перевода названия этого понятия с латинского языка на греческий.

Фокус с переводом названия понятия с латинского языка на греческий позволил достичь тройного эффекта. Во-первых, был замаскирован факт плагиата, т.е. использования чужой научной идеи без ссылки на предшественников. Во-вторых, неизвестный термин позволил дать имя новой науке, тогда как русское "сотрудничество" и латинское "кооперация" непригодны именно потому, что слишком понятны. В-третьих, под камуфляжем красивого названия у лженауки появилась возможность подобраться к государственной кормушке, т.е. обеспечить себе на длительный период вольготную жизнь. На "кооперацию" сейчас никто не протянет и ломаного рубля, а "синергетике" ручку золотят.

Предмет и методы. Ю.А. Данилов в статье "Роль и место синергетики в современной науке" раскрывает смысл создания синергетики:

"По замыслу своего создателя проф. Хакена, синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали "своими"... В отличие от традиционных областей науки синергетику интересуют общие закономерности эволюции (развития во времени) систем любой природы. Отрешаясь от специфической природы систем, синергетика обретает способность описывать их эволюцию на интернациональном языке... Обнаружение единства модели позволяет синергетике делать достояние одной области науки доступным пониманию представителей совсем другой, быть может, весьма далекой от нее области науки и переносить результаты одной науки на, казалось бы, чужеродную почву".

В качестве «интернационального языка» синергетика использует терминологию, заимствованную у термодинамики. В качестве метафор и аналогий эта терминология, разумеется, пригодна. Но не более того. Использование ее для переноса результатов одной науки в другую превращается в примитивный бред. Именно за примитивность синергетический подход так возлюбили все невежды от искусствоведения.

И, наконец, появляется намек на метод: "Синергетика подходит к решению проблемы сжатия информации с другой стороны. Вместо большого числа факторов, от которых зависит состояние системы (так называемых компонент вектора состояния) синергетика рассматривает немногочисленные параметры порядка, от которых зависят компоненты вектора состояния системы и которые, в свою очередь, влияют на параметры порядка. В переходе от компонент вектора состояния к немногочисленным параметрам порядка заключен смысл одного из основополагающих принципов синергетики - так называемого принципа подчинения (компонент вектора состояния параметрам порядка). Обратная зависимость параметров порядка от компонент вектора состояния приводит к возникновению того, что принято называть круговой причинностью".

Если добраться до смысла этого текста сквозь шелуху псевдонаучной терминологии, то выясняется, что синергетики совершенно самостоятельно (без гегелей!!!) разработали метод движения от конкретного к абстрактному с последующим восхождением от абстрактного к конкретному. Жаль только, что автор остается неизвестным. Он мог бы претендовать на нобелевскую премию!

Реклама лженауки. Вот, к примеру, Член-корреспондент РАЕН Ю. Чернышов делает такую рекламу синергетике:

"Синергетика представляет собой самую современную теорию эволюции очень больших, сверхсложных систем. К ним относятся не только природные объекты, но также человеческое общество и плоды интеллектуальной деятельности людей. Исследования в области синергетики - одно из самых плодотворных направлений современной науки.

В доказательство сходства между психоисторией и синергетикой расскажем кратко о содержании книг по синергетике.

Значительное число работ посвящено проблемам самоорганизации в искусстве и обществе: В. А. Копцик изучает композиционную симметрию в поэтическом творчестве А. С. Пушкина; эстетика фрактальной (самоподобной) организации форм искусства, в частности в поэзии и архитектуре, интересует А. В. Волошинова; полувековые циклы в музыке и живописи обнаружил и исследовал В. М. Петров; синергетический подход применен Е. Г. Трубецковой в трактовке романа Булгакова "Мастер и Маргарита"; Т. П. Григорьева считает, что можно построить синергетическую модель японской культуры.

Многие авторы (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий и др.) продолжают теоретические исследования - обсуждают такие явления, как "аттрактор", "бифуркация", "джокер", "русла", которые позволяют обнаружить порядок в хаосе и дать новое направление в прогнозировании развития отдельных стран и человечества в целом. А. А. Кобляков вводит понятие "трансмерность" как способ описания контекста языка и строит универсальную модель творчества; Д. С. Чернавский исследует свойства информации и вводит понятие "ценность информации".

В этой рекламе отражено, что синергетика обладает всеми признаками лженауки.

В множестве статей об успехах синергетики, описываются только достижения основных трех наук, к которым пристроилась лженаука.

Весьма показательна в этом отношении книга С.П. Капицы, С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого "Синергетика и прогнозы будущего" . Эта книга отнесена к рубрике "Философия" и написана в полном соответствии со схемой, используемой в общественных науках. В первом блоке уважаемые авторы в увлекательной популярной форме знакомят читателя с эффектами, обнаруженными учеными в сфере термодинамики, нелинейной математики и теории динамического хаоса. Эффекты действительно очень любопытны. Их описание позволяет авторам демонстрировать свою эрудицию и писательский талант. Второй блок не выделен с достаточной четкостью, но сам популяризаторский характер книги подразумевает его предвзятый смысл: "Синергетика является истинной наукой, полезность которой не вызывает сомнений". В качестве доказательства используется подмена понятий: синергетика отождествляется с описываемыми науками. Это достигнуто путем вкрапления в текст высказываний типа:

"Синергетика – это нелинейная наука. Десятки международных журналов, посвященных нелинейной науке, большое количество конференций указывают на растущий интерес к этой области знания".

А вот явная попытка выдать желаемое за действительное. "Обратим внимание на картинки течения жидкости. В них видна организация и упорядоченность, симметрия. Отсюда напрашивается вывод, что для их математического описания нужно небольшое число переменных. Но в каждом случае это свои переменные. Какие они, как возникают, подчиняя себе остальные степени свободы, как изучать их динамику, исследует междисциплинарный подход, называемый теорией самоорганизации или синергетикой".

На самом деле синергетика ничего не исследует. Претензии на междисциплинарный характер вынудили ее отказаться от конкретизации и взять на вооружение только термины, используемые в основных науках. Синергетика ограничила себя лишь выявлением общих признаков, свойственных любым естественным процессам, абстрагируясь от особенностей. Действительно, флуктуации и бифуркации она обнаруживает в процессах любой науки, чем и заканчивает свой междисциплинарный подход. Дальнейшую конкретизацию процесса должны исследовать представители самой науки. Популяризаторы синергетики вынуждены признать это ее свойство:

"Излюбленный образ синергетики – бифуркационная диаграмма. …Будущее оказывается неединственным. Останется ли этот образ метафорой, станет руководством к действию для тех, кто будет определять точку бифуркации и воздействовать на систему, либо окажется основой нового алгоритма или технологии – зависит от специалистов, которые будут применять общие идеи нелинейной динамики в своей конкретной области. Пока остается констатировать, что эти общие идеи порой оказываются очень полезны". Последняя фраза лишь подчеркивает фактическую бесполезность синергетики и возможность для специалистов любой науки самостоятельно заимствовать нужные идеи из первоисточника, не прибегая к услугам посредника.

И, наконец, популяризаторы синергетики отмечают: "Многие важнейшие открытия в науке 20-го столетия связаны с выявлением эффектов согласованного поведения (синергизмом) на макроуровне совокупностей отдельных элементов (атомов, электронов, клеток, особей), хаотически ведущих себя на микроуровне". Да, действительно, эффекты выявлены, но без участия синергетики. Напротив, эта лженаука отрицанием диалектики лишила себя возможности исследовать механизмы выявленных эффектов с тем, чтобы выявить рычаги управления ими.

В целом, рассматриваемую книгу можно уподобить платью для голого короля. Король остается голым!

Содержание синергетики. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю "Основа синергетики - термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн". Другие источники называют эти три основы немного иначе: термодинамику, нелинейную математику и теорию динамического хаоса. Эти науки за последние десятилетия практически одновременно получили очень интересные результаты, которые должны были заинтересовать философскую науку, но не были удостоены ее внимания. Этим воспользовались некоторые авантюристы от науки, заявившие, будто они создали некую новую науку, обобщающую достижения трех основных наук. Количество сущностей при этом увеличилось на единицу, что не привело к росту количества знаний.

Внешняя видимость вводит в заблуждение исследователей, склонных к поверхностному взгляду на явления. Это заблуждение для синергетики стало основанием для отрицания материалистической диалектики как основного метода научного познания действительности. Это относится, прежде всего, к трактовке вопроса о случайном и необходимом. Представители этой "науки", отличающиеся способностью не видеть за деревьями леса, отрицают детерминированный ход экономических процессов и пытаются объяснить развитие экономики действием только случайных факторов.

Иногда случайные факторы, искажая детерминированный ход процесса, создают видимость уменьшения негативных явлений. Это вызывает иллюзию, будто их возможно использовать в качестве мер против негативного хода экономических процессов. На основе этой иллюзии делаются попытки управлять экономическими процессами с использованием мероприятий, не затрагивающих детерминированные факторы. В результате возникают многочисленные антикризисные и антиинфляционные программы, состоящие исключительно из мероприятий, основанных на использовании случайных факторов. Фактически такие мероприятия следует считать управленческими ошибками.

С точки зрения этой "науки", экономический процесс, например инфляция, объясняется множеством случайных факторов, которые ведут к накоплению "флуктуаций". В качестве случайных факторов могут быть повышение заработной платы работающим, инфляционные ожидания населения, противоправные действия монополистов и т.д. Накопление "флуктуаций" приводит систему в состояние "бифуркации", т.е. крайне неустойчивое. В результате какой-то новый случайный фактор, зачастую незначительный, приводит к резкому скачку, несопоставимому со значением вызвавшего его фактора.

Однако все эти "флуктуации" и "бифуркации", позволяющие синергетикам с ученым видом рассуждать об уже происшедших изменениях процесса, становятся абсолютно непригодными для целей прогноза. Все это свидетельствует о полной никчемности этой науки.

Материалистическая диалектика для ответа на поставленные вопросы указывает на необходимость поиска детерминирующего фактора.

Детерминирующие факторы сходно протекающих экономических процессов могут быть различными. Именно поэтому мероприятия, давшие положительный эффект в какой-либо стране, оказывают негативное воздействие на экономику другой страны. Инфляция и спад производства являются лишь одинаковыми симптомами различных болезней, а диагнозы этих болезней могут резко отличаться, что требует и различных методов лечения. Синергетика же, как и примитивное знахарство, лечит не болезнь, а пытается бороться с ее симптомами.

Итак, "сверхновая наука" пригодна лишь на то, чтобы рассуждать с использованием псевдонаучной терминологии о чем угодно, уже случившимся. В отличие от астрологии, составляющей гороскопы, все содержание новой лженауки сводится к доказательству непредсказуемости будущего. И это содержание доказывает полную никчемность синергетики.

Синергетика и философия. Еще Гераклит заметил: "Все течет, все изменяется". Поэтому каждая наука изучает какие-то процессы. Синергетика все процессы в мире назвала предметом своего изучения. В качестве инструмента она взяла на вооружение отдельные, общие для всех процессов признаки. Но ее подход необычайно примитивен. Ее не интересуют количественные характеристики происходящих явлений. Она не пытается выявлять и изучать отдельные факторы, влияющие на процесс. Множество непознанных факторов служит для нее лишь завесой, которой можно прикрыть свою неспособность познать явление и управлять процессом. Она даже не пытается угадать, как пойдет тот или иной процесс в результате очередной "бифуркации".

Между тем одинаково протекающие процессы даже в пределах одной сферы знания могут быть совершенно разными по сути. В экономике, например, детерминирующие факторы сходно протекающих экономических процессов могут быть различными. Так, инфляция и спад производства являются лишь одинаковыми симптомами различных болезней, а диагнозы этих болезней могут резко отличаться, что требует и различных методов лечения. Именно поэтому мероприятия, давшие положительный эффект в какой-либо стране, оказывают негативное воздействие на экономику другой страны. Синергетика же, как и примитивное знахарство, лечит не болезнь, а борется с ее проявлениями.

Знание детерминирующих и случайных факторов создает возможность управлять ходом процесса, избегать взрывов, обеспечивать детерминированное развитие экономики. Синергетика, исключив факторы из поля своего зрения, не опровергла детерминизм, а предопределила свою бесплодность, создала условия для неуправляемого течения процесса и непредсказуемого результата.

Синергетика вообще не применима при анализе процессов, протекающих в общественных системах. Ведь общественные системы отличаются от физических и химических систем неизбежным наличием внутренних противоречий. По мере развития системы ее сложность нарастает, а это вызывает увеличение противоречий, рассогласование. Синергетика же не учитывает основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В естественных науках у синергетики столь же примитивный подход, который исключает применение диалектики, противоречит принципам системного подхода. Ни одной науке она не помогла в решении конкретных проблем. Лженаука на это попросту неспособна.

Я не буду останавливаться на вопросах применимости синергетики в гуманитарных науках: в искусствоведении, литературоведении, языкознании, исторической науке, психологии, и других, хотя достижения в этой сфере являются предметом ее особой гордости. Говорить о неудачных статьях не вижу смысла, т.к. их слишком много, а дельных статей мне не попалось. Не повезло…

Все это далеко не безобидно. На лженауку и ее продукцию отвлекаются государственные средства, которых нехватает на действительные нужды общества. Идет поток дезинформации, который отвлекает внимание государственных органов и общества от решения актуальных проблем. В конце концов, обществу наносится и моральный ущерб в форме одурачивания.

Синергетика наукой не является, хотя претендует на междисциплинарное значение. У нее нет метода, который она могла бы предложить другим наукам, а ее представители, вторгающиеся в сферу философской науки, проявляют элементарное невежество в этой сфере. Впрочем, весьма показателен прием, который оказывают хозяева незваным гостям. В качестве примера приведу монографию В.И.Аршинова "Синергетика как феномен постнеклассической науки", изданную Институтом философии Российской Академии Наук . Эта книга написана в образцовом соответствии с современными принципами псевдонаучного словоблудия. Для примера можно взять "самореферентную и операционально замкнутую автопоэтическую реальность, реальность, которая не является ни физической, ни биологической, ни естественной и ни искусственной, ни внутренней-идеальной, ни внешней-материальной" . В свете этой сказочной реальности автор книги открывается в образе мышонка из мультфильма, который, взобравшись на пень, поет:

Какой чудесный день!
Какой чудесный пень!
Какой чудесный я!
И тетя Синерга!

Раньше мышонок пел в рифму "И мама София!". А теперь он забыл все, что родная мама внушала ему о законе единства и борьбы противоположностей. Чужая тетя объяснила, что кошки не нужно бояться, потому что с ней можно договориться. Для этого достаточно научиться мяукать.

Мышонок стал умненьким! Он даже мяукает без акцента, что и доказал своей книгой.

Мышонок стал богатеньким! Любопытно, разумеется, за сколько серебряников он предал родную маму. Не продешевил ли?

А как быть остальным философам? Кошачий язык они уже понимают. Об этом свидетельствует одобрение рассматриваемой книги Ученым советом Института философии. Неужели все подумывают о том, чтобы перепрыгнуть с тонущего корабля строгой матери на ковчег ласковой тети? Она всех примет! Но заставит мяукать: "Философия умерла! Да здравствует Синергетика! ".

В начало части I.

На главную.



Используются технологии uCoz