4.3.4. Ошибки при использовании метода проб и ошибок.

Постановка задачи.В адрес экономической науки направляется много упреков. Все неудачи экономической политики государства, экономический кризис, падение жизненного уровня населения, - во всем этом существенная доля вины перекладывается на экономическую науку. Особенно негативное отношение к экономической науке и теории проявляется в органах управления народным хозяйством, где неприязнь к ним приняла прямо-таки патологический характер. Слово "теория" превратилось в бранное слово, равнозначное по значению слову "чепуха".

Основой для такого отношения к науке является известный принцип: "Критерием истинности теории является практика". Практика же, которая служит критерием, пока еще представляет собой черный ящик, на входе которого находится экономическая наука, а на выходе - общие результаты работы народного хозяйства. Экономическая наука постоянно генерирует идеи, которые в виде теорий, концепций, программ, научных рекомендаций и предложений вводятся в черный ящик. На выходе из черного ящика имеются только отрицательные результаты: негативные явления, спад производства, падение жизненного уровня населения, инфляция, кризис и т.п.

На основании этих результатов делаются выводы о непригодности для практики использованных идей. Однако если заново взглянуть на все идеи, забракованные "черным ящиком" нашего народного хозяйства, то можно заметить, что среди них очень много бесспорно ценных. Примеров такого действия черного ящика накопилось столь много, что прослеживается закономерность: отрицательный результат дают все идеи, в том числе и правильные.

Работники экономической науки практически смирились с такой оценкой и в сложившейся ситуации, во первых, занимаются исследованием негативных явлений в народном хозяйстве, во вторых, критикуют ранее высказанные идеи и, в-третьих, продолжают генерировать все новые и новые идеи. Поскольку наиболее плодотворные идеи и теории уже забракованы, то наряду с собственными разработками используются и зарубежные рецепты.

Однако возникает гипотеза, что вся эта работа является бесполезной, так как в механизме черного ящика имеются существенные дефекты, в результате воздействия которых самая гениальная идея получает отрицательную оценку.

В связи с этим в настоящем исследовании сделана попытка, выявить дефекты механизма реализации экономических идей, которые приводят к получению отрицательных результатов при использовании правильных и полезных идей!

Схема механизма реализации экономических идей.Если рассмотреть весь путь от формулирования экономической идеи до получения ее оценки (т.е. механизм черного ящика), то выясняется, что этот путь состоит из нескольких этапов, на каждом из которых идея претерпевает существенную трансформацию. Опишем схематически эти этапы (или узлы механизма), не рассматривая истинную ценность идей.

1-ый этап. Представление идеи для реализации. Как правило, по команде органов государственного управления в связи с получением отрицательных результатов от реализации идей предшествовавшего цикла начинается очередной цикл реализации новых идей. На первом этапе этого цикла осуществляется сбор идей у непосредственных разработчиков, их обобщение в очередную программу и представление в правительственные органы.

На этом этапе трансформация заключается прежде всего в обезличивании идей, т.е. в исключении имени непосредственного разработчика.

Идея представляется в обобщенной и краткой форме, т.е. исключаются все пояснения и расшифровки, сделанные разработчиком. При этом идея совмещается с массой идей других разработчиков, возможно даже несовместимых с ней.

Сбор идей осуществляется всегда в спешке и на субъективной основе. Это приводит к тому, что некоторые идеи, прошедшие научную экспертизу, могут быть попросту отброшены. И, наоборот, дорогу получают идеи, которые могут быть только постановочными для исследований, не прошедшие надлежащую научную экспертизу и просто авантюрные.

2-ой этап. Превращение идеи в лозунг. .Идеи, представленные в органы государственного управления, прежде всего попадают на рассмотрение политиков. Здесь они рассматриваются с целью выявления наиболее радикальных и "ррреволюционных" идей, пригодных для того, чтобы на их основе создать очередной лозунг. Лозунги нужны политикам из чисто политических соображений, научная сторона вопроса их мало интересует.

При превращении в лозунг идея трансформируется еще больше. Лозунг должен быть очень кратким, доходчивым и привлекательным для населения.

"Научность" в лозунге должна полностью отсутствовать. Иногда в дополнение к основному лозунгу разрабатывается концепция или программа, которые можно считать совокупностью лозунгов второго порядка.

3-ий этап. Превращение лозунга в нормативные документы. Политики передают идею, превратившуюся в лозунг, работникам государственного аппарата, чиновникам, которые превращают его в нормативные документы: законы, постановления, положения, указания и т.п. Все это составляет совокупность управленческих решений, которые необходимы, чтобы идея прошла стадию внедрения в народное хозяйство. Однако на этой стадии никто из разработчиков нормативных документов не вспоминает о формулировке самой идеи. Цель работы на этом этапе сводится к обеспечению реализации лозунга.

Для реализации одного лозунга может разрабатываться несколько нормативных документов. и наоборот, в одном нормативном документе могут отражаться несколько лозунгов второго порядка.

Многие принятые ранее управленческие решения при перемене лозунга не отменяются, а продолжают действовать.

4-ый этап. Влияние на народное хозяйство. Предприятия и организации, которые должны испытать в своей хозяйственной деятельности идею экономической науки, находятся в чрезвычайно сложных условиях. Они должны в своей деятельности руководствоваться множеством нормативных документов, как новых, так и принятых ранее. Многие из этих документов противоречат друг другу, что делает их невыполнимыми. Руководители предприятий действуют в соответствии с своими субъективными возможностями, лавируя в море нормативных документов. Но в целом результаты их деятельности оказываются плачевными. Кризисные явления в народном хозяйстве продолжают нарастать.

5-ый этап. Статистическая оценка. Статистическая оценка результатов воздействия отдельных предложений экономической науки на народное хозяйство практически полностью отсутствует. Отчеты органов статистики, если не принимать во внимание их недостаточную достоверность, позволяют по общим результатам работы народного хозяйства судить лишь о результатах реализации основных лозунгов и отдельных программ целиком.

6-ой этап. Оценка научных идей. Оценку научных идей осуществляют политики, которые по негативным результатам работы народного хозяйства решают, что ошибочными являются все научные идеи, использованные при составлении лозунгов и программ. Такое решение служит основанием для команды о сборе научных идей с целью выработки нового лозунга и новой программы.

Начинается новый цикл оценки очередных идей.

* * *

Даже такое схематическое описание механизма оценки экономических идей позволяет заметить его существенные дефекты.

Обезличивание идей приводит к невозможности осуществления авторского контроля при ее реализации. Экономическая наука, в отличие от всех других наук, полностью изолирована от процесса внедрения. Именно поэтому внедрением в этой науке считается опубликование результатов исследований и пропаганда своих предложений в печати и докладах. Все это исключает возможность борьбы за ценные идеи при получении ошибочной их оценки.

Этап превращения идеи в лозунг не является объективно необходимым и поэтому является наиболее вредным. Самые катастрофические результаты этот этап приносит в случаях, когда применяются лозунги типа "Все старое плохо, необходим крутой поворот (варианты: перестройка, радикальная реформа, переход от социализма к коммунизму, к капитализму, к первобытно-общинному строю)!". Как правило, это ввергает народное хозяйство государства в тяжелейшие экономические потрясения, так как осуществляется без достаточной подготовки. Введение каждого лозунга требует коренной переработки множества нормативных документов, изменений законодательно-правовой базы, переобучения работников всех сфер производства. Вся эта огромная работа осуществляется наспех, неодновременно, недостаточно полно, с множеством ошибок, что приводит к хаосу и колоссальным экономическим потерям.

Серьезная трансформация идеи в процессе превращения ее в нормативный документ объективно необходима. В процессе такой трансформации, осуществляемой при отсутствии авторского надзора, ошибки неизбежны. В связи с этим существует и объективная необходимость использования метода "проб и ошибок". При осторожном использовании этого метода несмотря на появление ошибок возможно обеспечивать прогресс в развитии народного хозяйства. Для этого необходимо осуществлять экономическое руководство по схеме: принятие управленческого решения - анализ результатов - выявление ошибки - признание ошибки - исправление ошибки.

Однако в рассмотренной схеме отсутствуют звенья, связанные с выявлением, признанием и исправлением ошибок. В результате отрицательное воздействие на экономику начинают оказывать ошибки органов управления, а отрицательную оценку получает идея. Кроме того ошибки в управленческих решениях не исправляются, а продолжают оказывать негативное воздействие на экономику, превращаются в постоянно действующие отрицательные факторы.

Чудовищное наслоение множества управленческих ошибок, совершенных в течение десятилетий, определило крайне тяжелый характер возникшего в республике экономического кризиса и отличие его от кризисов, которые ранее возникали в капиталистических странах. Именно поэтому не дают и не могут дать эффекта антикризисные меры, которые дают "неизменно превосходный результат" в развитых странах. Нам следует не испытывать вновь и вновь зарубежные рецепты, а заняться поиском допущенных ранее собственных ошибок и их устранением. Можно показать, что буквально все негативные явления в нашей экономике являются следствием неисправленных управленческих ошибок. Но вместо того, чтобы признать старые ошибки и заняться их исправлением, наши органы управления ищут новые лозунги, чтобы иметь повод для новых и новых ошибок.

В начало части I.

На главную.



Используются технологии uCoz