zag1.GIF - 11446 Bytes
Главная
Часть I. Разоблачение общественных лженаук
Часть II. Проблема национальной безопасности.
Часть III. Борьба за оздоровление философии.
Часть IV. Экономическая теория.
Часть VI. Теория управления макроэкономикой.
Часть VII. Партийная программа рациократии.
Форум
Гостевая книга

v     Может ли народ изменять свое государственное устройство, если захочет? Попытка может оказаться неудачной. Но в настоящее время ведь дело дошло до попыток...

Г.К. Лихтенберг.

Введение.

Теория общественных отношений использует следующие понятия.

Человечество - это общественная система, охватывающая все население Земли.

Производство материальных благ - основное условие существования и развития человеческого общества, требующее затрат труда со стороны большей части общества.

Общественные отношения - установленное в стране право на распределение вновь созданной стоимости, закрепленное в законодательном порядке.

Общность - совокупность людей, которые обладают каким-либо признаком, отличающим их от других людей.

Интересы общности - особенности понимания реальной действительности членами данной общности, принимаемые ими за истину.

Политические интересы - интересы общностей, возникающих при делении человечества по таким основаниям, как гражданство и классовая принадлежность.

Идеология - система взглядов, отражающая политические интересы той или иной общности.

Политика - совокупность методов, с помощью которых достигается разрешение конфликтов между различными общностями.

Политическая партия - это организация граждан, разделяющих определенную идеологию и отстаивающих свои интересы в политической борьбе.

Политическая борьба - борьба идеологий, в которой каждая партия стремится привлечь к себе максимальное количество сторонников, т.е. убедить какую-то общность в том, что именно она наиболее полно выражает и защищает интересы этой общности.

Государственная власть – это право устанавливать положения правового поля, обязательные для исполнения всеми гражданами и подсистемами общества.

Демократия - осуществление государственной власти с учетом интересов всех общностей, существующих в стране.

Социализм – высшая форма демократии, при которой законодательно запрещены эксплуатация человека человеком и насилие, как средство подавления внутрисистемных конфликтов.

Профессионализм - качественная характеристика работника, отражающая его способность выполнять свое дело.

Общественное самосознание – это способность каждого члена общества четко определить свои собственные интересы и выбрать партию, защищающую эти интересы.

Политический прогресс – процесс совершенствования структуры общества, характеризующийся увеличением доли общества, интересы которой учитывает политика, и степени учета этих интересов.

Партийная истина - суждение, которое признается справедливым какой-либо общностью и не содержит внутренних противоречий с системой взглядов и знаний этой общности.

Гипотеза об оптимизации развития общественных систем включает в себя следующие аксиомы:

1. Развитие общественных систем проявляется в: • совершенствовании общесистемной памяти,
• непрерывном ускорении темпов развития,
• увеличении сложности систем,
• возникновении и нарастании внутрисистемных конфликтов.

Три первых проявления соответствуют целям развития систем, а четвертое проявление имеет негативный характер, т.к. создает угрозы их существованию.

Этот вывод является основой для построения следующей аксиомы.

2. Основной целью развития общественной системы является максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей каждого человека при полном устранении внутрисистемных конфликтов.

Это положение можно сопоставить с идеологией коммунизма, целью которого, как известно, является достижение такого уровня производства материальных благ, при котором станет возможным реализация принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но существующая идеология коммунизма построена на признании неизбежности насилия, как средства достижения цели.

Насилие же не устраняет конфликты, а лишь подавляет их, не позволяя им проявляться. В подавленном состоянии конфликты нарастают и, в конце концов, взрывают общественную систему.

Решая проблему устранения конфликтности, человечество пришло к идее о демократии. Эту идею можно сформулировать следующим образом:

2. Механизмом, позволяющим согласовывать интересы всех граждан и тем самым ликвидировать возникновение конфликтов между ними, является демократия.

Настоящая демократия подразумевает наличие в государстве механизма, обеспечивающего отпор действиям любых групп, направленным на насильственную реализацию своих интересов за счет пренебрежения интересами всех других групп. Истинно демократическим может быть лишь такое государство, в котором обеспечивается защита интересов всех граждан независимо от различий их групповых интересов, а также от доли их в общей численности населения.

В мире не было и нет государства, в котором соблюдались бы все требования, которые делают государство по-настоящему демократическим и правовым, обеспечивают всем гражданам возможность использования парламентского метода для выражения и защиты своих интересов. А нарушение хотя бы одного из них превращает демократию в фикцию, подменяет ее диктатурой, при которой какая-то часть населения получает возможность угнетать и эксплуатировать другую часть населения.

3. Достижение демократии подразумевает законодательное запрещение эксплуатации человека человеком.

Таким образом, идея о демократии неизбежно приводит к идее о социализме, т.е. о новой общественной формации.

4. Ликвидация эксплуатации человека человеком приводит к возникновению нового общественного строя, использующего принципиально новую экономическую схему воспроизводства и обмена материальных благ.

Лучшие умы человечества издавна мечтали о полной ликвидации эксплуатации человека человеком, устранении классовых противоречий и построении бесклассового общества. На основе этой мечты была построена теория научного коммунизма, первой фазой которого должно стать построение социализма, в котором будут законодательно запрещены эксплуатация, привилегии и социальное неравенство.

Классики научного коммунизма в Манифесте коммунистической партии провозгласили основной принцип социализма: "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Этот принцип соответствует интересам любой общественной системы и открывает перед человечеством неограниченные возможности повышения благосостояния и развития культуры.

Демократическое государственное устройство представляют собой более высокую по сравнению с диктатурой ступень развития общества. Социалистический способ производства устраняет противоречия капитализма и создает предпосылки для резкого ускорения темпов экономического развития, для достижения основной экономической цели коммунистического движения - максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей каждого человека.

Это является политэкономическим решением вопроса, при котором справедливость достигается за счет признания незаконными интересов эксплуататоров. При социализме обеспечивается принцип «каждому по его труду», исключающий эксплуатацию человека человеком, но не обеспечивающий еще полной справедливости распределения. Социализм выражает взгляды представителей наемного труда. Реализация его принципов раскрепостит труд, сделает его более производительным, более эффективным, более качественным.

Но все эти огромные преимущества социалистического способа производства представляют собой всего лишь потенциальную возможность, для реализации которой необходимы значительные усилия всего общества. Каких-то объективных экономических законов, которые обеспечивали бы реализацию потенциальных преимуществ социалистического способа производства независимо от способности общества найти путь этой реализации, к сожалению, не существует.

Социалистическая идеология подвергается яростным нападкам со стороны буржуазии. Тем не менее, ее основные положения используются в программах многих буржуазных партий, нашли отражение даже во «Всеобщей декларации прав человека», отражающей общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и содержащей обязательства членов мирового сообщества.

С учетом ошибок, допущенных при неудавшейся первой попытке, в теорию социализма следует внести ряд поправок. Прежде всего следует признать ошибочной идею о возможности построения бесклассового общества, и стремиться к гармонии интересов всех классов общества.

Государство не должно ограничиваться защитой интересов какого-либо одного класса, а обязано отстаивать общесистемные интересы общества. Это позволяет сформулировать следующее положение:

5. Переход от капитализма к социализму возможен в результате демократических преобразований при сохранении классового общества.

Все сформулированные выше положения гипотезы об оптимизации развития общественных систем нуждаются в расшифровке, которая будет дана в последующих разделах данной главы. При этом расшифровку понятия о демократии необходимо предварить описанием такого свойства общественных систем, как партийность.


Оглавление части V.

Глава 1. Партийность – отражение общественного сознания.

Глава 2. Демократия – средство защиты от конфликтов.

Глава 3. Социализм – средство ускорения развития.

На главную.



Используются технологии uCoz