Глава 2.
Система государственного управления макроэкономикой.

2.1. Схема ОГУ.

Система ОГУ даже при ее оптимальной реконструкции будет иметь сложную структуру. При предлагаемой в данной главе реконструкции, на первый взгляд, сохраняются все подсистемы ОГУ, имеющиеся в настоящее время. Однако функции каждой подсистемы и схема взаимодействия этих подсистем существенно уточняются.

Схема, изображенная на рис.19.1, построена по принципу матрицы и предполагает идеальное взаимодействие всех подсистем управления экономикой.

shem.gif - 8412 Bytes

Рис.1. Схема ОГУ.

Как видно из схемы, ОГУ представляет собой совокупность пяти своих подсистем, осуществляющих управление макроэкономикой, т.е. внешней для себя подсистемой общественной системы. Каждая из этих подсистем характеризуется своими особенностями, которые в теории описываются в форме аксиом.

2.2. Объект управления.

При делении общественной системы по основанию, определяющему участие граждан в в общественном производстве, возникает система «народное хозяйство».

Народное хозяйство охватывает все население страны, но является подсистемой общества, и поэтому его целевая установка должна подчиняться общесистемным интересам. В последующем тексте настоящего сочинения оно рассматривается как самостоятельная общественная система. В этом качестве народное хозяйство обладает всеми свойствами общественных систем, и на него распространяются все положения гипотезы теории управления. Вместе с тем, в приложении к народному хозяйству указанные положения требуют конкретизации.

Народное хозяйство - система, производящая и распределяющая материальные блага, необходимые обществу.
1. Критерием оценки работы народного хозяйства служит динамическая характеристика уровня жизни населения, т.е. объема производства материальных благ на душу населения.
2. В системе могут быть выделены две подсистемы: общественное производство и инфраструктура общественного производства.

Общественное производство делится на отрасли, производящие различные товары.

Инфраструктура общественного производства, которую чаще называют бюджетной или непроизводственной сферой, осуществляет создание благ, необходимых обществу, но не распределяемых в товарной форме. Сюда относятся управление, правопорядок, оборона и, частично, здравоохранение, наука, образование, культура, экология и т.п.

2.3. Законодательная подсистема ОГУ.

3. Законодательная подсистема ОГУ предназначена для выполнения следующих функций:
• создание долгосрочной общесистемной памяти, или конституционного поля; создание правового поля, т.е. общесистемных законодательных актов, имеющих стратегический характер;
• выбор экономической политики;
• определение политики основных подсистем общества, связанной с функциями этих подсистем;
• утверждение долгосрочной экономической программы развития народного хозяйства;
• утверждение руководителей центральных органов исполнительной власти.
4. Правовое поле, создаваемое законодательной подсистемой ОГУ, должно обеспечивать:
• выживание системы в целом;
• обеспечение четкого взаимодействия всех подсистем и своевременное разрешение всех возникающих между ними противоречий;
• приоритет интересов системы при разрешении конфликтов между системой в целом и ее отдельными подсистемами и элементами;
• непрерывное совершенствование структуры системы, т.е. уточнение функциональных обязанностей, прав, ответственности и методов работы каждой существующей подсистемы в полном соответствии с потребностями общества (системы в целом), а также выделение в ней новых подсистем;
• установление однозначных критериев для оценки деятельности каждой подсистемы.

Следует учитывать, что представительский характер может иметь только один государственный орган в стране. Когда появляется несколько государственных органов, избранных путем голосования, между ними неизбежно возникают противоречия: Президент борется с парламентом, региональные органы конфликтуют с центральными. При этом конфликты принимают неразрешимый характер. Примером может служить конфликт между губернатором Приморского края и мэром города Владивосток.

2.4. Правительство страны.

Центральный орган исполнительной власти, т.е. правительство страны, должен назначаться и быть подконтрольным органу законодательной власти.
5. Правительство обязано выполнять следующие функции:
• проводить экономическую политику, определенную парламентом, и для этой цели иметь научно обоснованную программу действий;
• нести полную ответственность за все макроэкономические показатели и процессы, происходящие в экономике;
• обеспечивать стабильную инфраструктуру, в которой осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов;
• следить за соблюдением "правил игры"всеми подсистемами общественной системы;
• разрабатывать и утверждать среднесрочный (на срок своих полномочий) и краткосрочные (годовые) планы развития народного хозяйства, детализирующие долгосрочную государственную программу и экономическую политику государства;
• исполнять краткосрочные планы развития народного хозяйства.

Для выполнения этой функции правительство организует обратную связь с народным хозяйством на основе непрерывного статистического контроля над индикативными показателями, динамика которых устанавливается в соответствующем годовом плане.

В случае отклонения фактических показателей от плановых правительство оперативно выявляет факторы, вызвавшие отклонение, и принимает меры по возвращению экономики на плановую магистраль развития.
• составлять, утверждать и исполнять государственный бюджет, который является неотъемлемой частью годового плана экономического развития страны.

Нецелесообразен порядок, при котором бюджет утверждается парламентом, скрепляется подписью президента, а исполняется правительством. В этом случае теряется ответственность за исполнение бюджета. Бюджет после его утверждения правительством должен рассматриваться как государственный закон, не подлежащий корректировке, за исполнение которого несет ответственность лишь один орган государственной власти: правительство, подготовившее, утвердившее и исполняющее этот бюджет.

Парламент имеет право вмешаться в процесс утверждения бюджета только в случае выявления его противоречий с утвержденной государственной экономической политикой и долгосрочной государственной программой экономического развития.

Неисполнение бюджета должно считаться государственным преступлением, влекущим за собой выявление, привлечение к суду и неизбежное наказание виновных лиц.
• конкретизировать правовое поле.

Государственные законы, устанавливаемые парламентом, в некоторой мере являются абстракциями, устанавливающими лишь общие принципы «правил игры» для хозяйствующих субъектов экономики. Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют конкретизацию правового поля.

Органы государственной власти, подчиненные правительству, в пределах своей компетенции осуществляют дальнейшую конкретизацию правового поля, издавая свои постановления, инструкции и другие нормативные документы. Основной нормой для них является недопущение противоречий с документами высших иерархических звеньев.

Общим принципом организации правового поля для народного хозяйства страны является теоретическая обоснованность всех элементов этого поля.
• сохранять и совершенствовать инфраструктуру общественного производства, в которой осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов.

Под инфраструктурой народного хозяйства следует понимать все стороны деятельности государства, не входящие непосредственно в сферу общественного производства, но связанные с системой денежного обращения: поддержание правопорядка и обороноспособности, социальную защиту населения, здравоохранение, культуру, просвещение, образование и т.д. и т.п.

Система исполнительной власти, возглавляемая правительством страны, имеет три подсистемы: функциональную, отраслевую и региональную, каждая из которых охватывает всю экономику в целом.

2.5. Отраслевая подсистема ОГУ.

Подсистема отраслевого управления, как показала практика бывшего СССР, склонна к использованию методов мелочного администрирования. Для исключения такой опасности необходимо придать этой подсистеме статус информационной.

Отраслевая подсистема ОГУ состоит из множества научно-технических подразделений, каждое из которых специализируется на анализе деятельности какой-либо подсистемы общества, включая сбор и обобщение статистической информации об этой подсистеме. .
6. Правовое поле отраслевой подсистемы ОГУ должно быть ограничено выполнением следующих функций:
• сбор и обобщение статистической информации о каждой курируемой чистой отрасли, включая оценку таких показателей, как стоимость единицы продукции, технический уровень предприятий отрасли в сравнении с мировым научно-техническим уровнем, уровень организации производства на предприятиях;
• разработка предложений по экономическому развитию отрасли для органа государственного планирования;
• обеспечение предприятий отрасли научно-технической и экономической информацией;
• разработка предложений по совершенствованию производства на отдельном предприятии по заказу этого предприятия, предложения носят рекомендательный характер и, как правило, содержат возможность выбора из нескольких вариантов.

Каждый отраслевой информационный орган свои основные усилия должен направить на объективную оценку состояния отрасли. При этом надо оценить состояние основных фондов, их технический уровень по сравнению с мировым, качество, мощности и состояние всех предприятий, конкурентоспособность продукции, кадры и т.д. На основе такой оценки разрабатывается программа оздоровления отрасли, выявляются ресурсы, которые для этого необходимы, а также определяется целесообразность эксплуатации, приватизации или национализации каждого отдельного предприятия.

Все остальные органы управления макроэкономикой учитывают в своей работе информацию и предложения отраслевых органов управления.
• тесно взаимодействовать с системой государственной статистики.

Такое предложение связано с тем, что функции этих двух служб взаимосвязаны, а организационные структуры должны быть одинаковыми.

Каждое предприятие чистой отрасли в обязательном порядке должно представлять в соответствующий отраслевой орган экономическую информацию о своей деятельности.

Таким образом, отраслевое руководство превращается не в ведомство, которому предприятия обязаны подчиняться, а в своеобразное научное подразделение, которое обслуживает и предприятия и органы экономического управления. Это позволяет ему охватывать все производства, производящие однородную продукцию, независимо от формы собственности, т.е. быть органом чистой отрасли. При этом предприятия с многоотраслевым характером производства должны поддерживать информационную связь со всеми соответствующими органами отраслевого управления.

2.6. Региональная подсистема ОГУ.

Региональная подсистема ОГУ создается в государствах со значительными территориями и большим количеством населения для оперативного решения вопросов, возникающих в существенном удалении от центральных органов управления.

Местные ОГУ обязаны создавать нужную населению инфраструктуру на подведомственной им территории, т.е. обеспечивать правопорядок, работу муниципального транспорта, энергоснабжение, теплоснабжение, канализацию, санитарную очистку территории, экологическую безопасность, работу медицинских общеобразовательных и культурных учреждений, социальную защиту населения и многое другое.

Кроме того, целесообразно делегировать местным органам власти выполнение функции по контролю над соблюдением общегосударственного правового поля.

Региональная подсистема ОГУ объединяется с системой контролирующих ОГУ для обеспечения выполнения всеми предприятиями страны положений правового поля.

Контролирующая функция ОГУ требуется в связи с тем, что в системе отсутствует механизм безусловного исполнения положений правового поля.

Эта подсистема работает в тесном контакте с органами юстиции, прокуратуры, судебными и силовыми органами и, сотрудничая с общественными организациями, выполняет следующие функции:
• осуществляет систематический контроль над исполнением положений конституционного и правового поля всеми субъектами общественных отношений и оперативное устранение выявляемых недостатков;
• исключает факты администрирования, т.е. вмешательства вышестоящих органов управления в процессы принятия решений нижестоящими органами.

8. Для выполнения своих функций подсистема контроля использует следующие правила:
• прозрачность и гласность деятельности всех подконтрольных субъектов, подразумевающие преступными любые попытки укрыться от общественного и государственного контроля под покровом конфиденциальности или секретности;
• прозрачность и гласность деятельности контролирующих органов, т.е. доступность для средств массовой информации;
• обязательность возбуждения уголовных дел по фактам, вскрытым общественностью и прессой, с доведением этих дел до открытого судебного процесса.


2.7. Функциональная подсистема ОГУ.

Подсистема функциональных органов исполнительной власти, или общегосударственные органы экономического управления, включает органы статистики, планирования, финансирования, ценообразования, оплаты труда и управления средствами производства. Проблемы совершенствования указанных органов будут рассмотрены в последующих разделах настоящей главы.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz