2.1. Пути совершенствования государственной статистики.

v     Спрашивается, так ли уж важно, если какой-то пункт на карте определен на четверть мили неверно? Боже правый! А на сколько градусов отклоняются от истины наши государственные учреждения?

Г. К. Лихтенберг.

2.1.1. Уточнение методологии.

Государственная статистика должна перейти на принципиально новую стоимостную основу учета экономических показателей, в которой используются такие показатели, как стоимость и индивидуальная стоимость товаров. Это даст органам государственного управления объективную и достоверную базу для принятия управленческих решений.

Методологию статистической отчетности необходимо уточнить в следующих направлениях:
1. Усовершенствовать методики расчета следующих первичных показателей, используемых в статистической информации:
реализованная продукция [Vj] - количество продукции предприятия, учтенное в ценах ее реализации.
материальные затраты [МЗj = ? (Мi,j * ci,j)] - денежные затраты предприятия на оплату товаров и услуг других предприятий в размере, отнесенном на себестоимость реализованной продукции.
количество рабочего времени, затраченного на предприятии в отчетном периоде [РВj].
затраты предприятия на оплату труда всех категорий работающих с учетом всех доплат и премий за вычетом налогов и других отчислений в государственный бюджет -[ФЗПj].
доход предприятия [Дj] - реализованная продукция предприятия за вычетом материальных затрат на производство этой продукции.
2. Указанные первичные статистические материалы предприятий должны удовлетворять следующим требованиям:
• материалы собирают по всем группам товаров (продукции, услугам) всех сфер производства (услуг, торговли) на всех без исключения предприятиях независимо от форм собственности;
• каждый показатель рассчитывают в текущих условиях, т.е. при ценах на товар, сырье и материалы, оплате труда, налогах, тарифах и всех прочих нормативах и регламентах, действующих на момент представления отчетных данных;
• каждый показатель рассчитывают также в сопоставимых условиях, т.е. при ценах на товар сырье и материалы, оплате труда, налогах, тарифах и всех прочих нормативах и регламентах, действовавших в базовый момент времени;
• базовый момент времени выбирают единым для всей страны и действующим в течение длительного периода времени (например, 31 декабря 2004 года для периода с 1 января 2005 года до 31 декабря 2010 года);
• все показатели, включая затраты, налоги и прибыль независимо от соотношения с объемом реализации продукции, рассчитывают за отчетный период, который принимается равным одному месяцу;
• по отдельным товарам (по списку отраслевых статистических органов) представляют в отраслевые статистические органы отчетные материалы в тех же показателях с добавлением данных об объеме производства этого товара в натуральных единицах [Mi,j].

Товаром здесь названо отдельное наименование изделия или услуги, выпускаемое предприятием или отраслью, а продукцией - вся совокупность товаров, производимых на данном предприятии или в отрасли.

Индекс "i" обозначает показатель, относящийся к отдельному товару, а индекс "j" - показатель, относящийся к отдельному предприятию.
3. Методику анализа состояния народного хозяйства усовершенствовать путем введения поэтапного исчисления основных статических показателей экономики.
4. На первом этапе предприятия представляют первичную статистическую отчетность в региональные органы статистики, которые после обобщения представляют вторичную отчетность в центральный статистический орган страны.
5. Центральный статистический орган государства на основе обобщения данных вторичной статистической отчетности, исчисленных в текущих ценах, исчисляет и публикует следующие ежемесячные показатели макроэкономики:

валовый доход сферы общественного производства [Vоп] - сумма доходов всех предприятий страны (независимо от форм собственности), производящих товары;
• заработная плата в сфере общественного производства [ФЗПоп] - сумма заработной платы всех предприятий, (независимо от форм собственности), производящих товары;
• общее количество труда, затраченного в сфере общественного производства -[Топ]
• средний по сфере общественного производства размер заработной платы [ЗПср];
• сумма налогов от сферы общественного производства [Ноп];
• норму прибавочной стоимости, сложившуюся в сфере общественного производства - nm

6. На втором этапе предприятия на основе информации о норме прибавочной стоимости рассчитывают индивидуальные стоимости своих товаров [iwi,j] и представляют первичную отчетность в отраслевые органы статистической информации.
7. Отраслевые органы статистической информации исчисляют следующие показатели:

• стоимость единицы каждого товара своей отрасли (исчисляется как средневзвешенная величина индивидуальных стоимостей этого товара по всем предприятиям чистой отрасли):
• стоимость производства отдельного товара с использованием достижений НТП на мировом уровне [wi,мир];
• а также нормативные показатели затрат по отдельным товарам.
8. Результаты исчисления указанных показателей отраслевые органы статистической информации доводят до предприятий отрасли и до центрального органа статистической информации.
9. На третьем этапе каждое отдельное предприятие исчисляет следующие показатели:

• объем производства продукции как произведение количества реализованных предприятием товаров в натуральном выражении на стоимость этих товаров за вычетом индивидуальных материальных затрат предприятия на производство этих товаров:
• индивидуальную стоимость того же объема продукции:
• эффективность производства каждого отдельного товара по сравнению со среднеотраслевой эффективностью:
• сумму акцизов, подлежащих перечислению в фонд ценового регулирования (или получению из этого фонда при отрицательном значении полученной суммы) [Аj];
• сумму рентных платежей, подлежащих перечислению в фонд ценового регулирования (или получению из этого фонда при отрицательном значении полученной суммы) [Rj];
• сумму налогов, подлежащих выплате в государственный бюджет [Нj];
• сумму прибыли или убытков собственника средств производства [Рj].

10. Эти показатели включаются в перечень обязательной ежемесячной статистической отчетности, но с более поздним сроком представления.
11. Одновременно на уровне сферы общественного производства должны соблюдаться следующие равенства:

• сумма акцизов всех предприятий должна быть равна нулю;
• сумма рентных платежей всех предприятий должна быть равна нулю;
• сумма прибылей всех собственников средств производства должна быть равна нулю.

12. Перевод статистического учета в стране на стоимостную основу требует перехода к системе двойных цен.

Даже при стабильной покупательной способности денег цены на отдельные товары меняются под влиянием множества факторов. Чтобы выявить влияние этих изменений на результаты хозяйственной деятельности, учет материальных затрат и доходов от реализации продукции собственного производства должен осуществляться предприятиями в текущих ценах и, параллельно с этим, в ценах базового периода.
13. Установление точного статистического контроля над изменениями покупательной способности денег.

При изменениях покупательной способности денег весь бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях должен осуществляться в сопоставимом виде путем внесения поправки на покупательную способность денег в момент осуществления каждой денежной операции.
14. Центральный статистический орган государства на основе обобщения данных вторичной статистической отчетности, исчисленных в сопоставимых ценах, исчисляет и публикует следующие ежемесячные показатели макроэкономики:
• объем производства всех товаров в стране в текущих ценах Qт:
• то же в сопоставимых ценах, т.е. ценах базового периода Qc:

Это означает необходимость параллельного учета хозяйственной деятельности всех субъектов экономики в текущих и в сопоставимых ценах. И это не будет «двойной бухгалтерией», а, напротив, исключит существующую путаницу в бухгалтерском и статистическом учете.

Качественные характеристики большинства экономических показателей характеризуют результаты хозяйственной деятельности производственных предприятий. Их исчисляют отраслевые органы статистики или непосредственно экономисты предприятий.
• Уровень жизни в стране наиболее адекватно определяется динамической характеристикой производства товаров народного потребления с поправкой на покупательную способность денег.

Здесь подразумевается, что уровень жизни пропорционален объему производства продукции второго подразделения в натуральном исчислении, которое пропорционально объему этой продукции в сопоставимых ценах или в текущих ценах с поправкой на инфляцию. Такой же результат должно давать произведение динамической характеристики денежных доходов населения на динамическую характеристику покупательной способности денег.

Уровень жизни населения является чрезвычайно сложным показателем, у которого нет однозначной оценки. Его в некоторой мере отражают отдельные демографические показатели, такие как средний возраст населения, среднюю продолжительность жизни, рождаемость, смертность и др. Однако все эти показатели имеют довольно продолжительный лаг (промежуток времени между изменением экономических условий жизни и проявлением этого фактора в изменении показателя).

Показатель "экономическая эффективность" является качественной характеристикой, которая дифференцируется при оценке разных сторон экономической деятельности.
• Экономическую эффективность производства отдельного вида товара каждое предприятие оценивает по соотношению общественной стоимости производства этого товара и индивидуальной стоимости его производства на своем предприятии;
• Эффективность мероприятия [Эм] оценивается как отношение индивидуальной стоимости единицы товара до внедрения мероприятия [iw1] к индивидуальной стоимости единицы того же товара после внедрения мероприятия [iw2]:
• Оценка экономической эффективности отдельного мероприятия в соответствии с формулой может стать основой для оценки технического, организационного и технико-экономического уровня производства.
• Качественная характеристика средств производства отражается показателем технико-экономического уровня производства.
15. Отраслевые органы статистики должны исчислять для всех чистых отраслей народного хозяйства страны следующие показатели:
Мi - объем производства в натуральном исчислении;
wi - стоимость единицы продукции в масштабе чистой отрасли;
wi,мир - стоимость единицы продукции при внедрении всех достижений мирового уровня.


2.1.2. Расширение функций.


ОГУ могут исполнять свою основную функцию только при наличии обратной связи с народным хозяйством. Организация такой связи входит в функции государственной статистики, которая обязана контролировать динамику показателей развития народного хозяйства страны. Малейшее отклонение от программной траектории должно становиться предметом оперативного анализа с выявлением факторов отклонения и срочной их нейтрализацией.

Обратная связь должна осуществляться непрерывно на основе сопоставления реальных показателей развития народного хозяйства с параметрами экономико-математической модели, соответствующими законодательно утвержденной государственной программе. В течение переходного периода и всего периода развития на новой магистрали количество параметров может увеличиваться, модель усложняться, но первоначально принятые параметры должны отслеживаться постоянно.

Важнейшими показателями в обратной связи ОГУ с общественным производством страны являются динамические характеристики процессов.
19. Ввести в обязанности системы государственной статистики проведение следующих новых для этой системы анализов:

• динамических характеристик всех наблюдаемых показателей;
• факторов, влияющих на ход экономических процессов;
• показателей сферы обращения.
20. Каждый статистический орган страны по всем экономическим показателям, исчисление количественного значения которых входит в круг его обязанностей, должен определять динамические характеристики соответствующих процессов.
21. Эта работа постоянного характера состоит из следующих операций:

• по каждому анализируемому показателю производится накопление статистических данных за все отчетные периоды, начиная от базового периода и кончая текущим;
• данные по каждому анализируемому показателю выстраиваются в динамические ряды в порядке последовательности отчетных периодов;
• для каждого показателя в каждом отчетном периоде исчисляется индекс его изменения в двух формах:
It,ц - цепной индекс изменения, определяющийся отношением количественного значения показателя в текущем периоде к его значению в предшествующем периоде;
It,с - сводный индекс изменения, определяющийся отношением количественного значения показателя в текущем периоде к его значению в базовом периоде;
• Сводный индекс изменения показателя для периода, превышающего один месяц равен произведению цепных индексов всех месяцев, входящих в анализируемый период.
• Динамические характеристики экономических показателей выявляются в результате анализа статистических данных за промежуток времени, превышающий отчетный период в 10 и более раз. Если цепные индексы изменения показателя сохраняют свое равенство друг другу в течение длительного времени, то это означает, что значение такого индекса определяет динамическую характеристику соответствующего процесса/
22. На основе анализа этих характеристик осуществляется выявление и классификация факторов, влияющих на течение экономического процесса.
23. На третьем этапе центральный статистический орган государства исчисляет динамические характеристики следующих показателей:

• динамическую характеристику объема производства, исчисленного в сопоставимых ценах f Qc(t);
• динамическую характеристику объема производства, исчисленного в текущих ценах fQт(t);
• динамическую характеристику объема производства товаров в натуральном исчислении fМ(t), которая принимается равной динамической характеристике объема, исчисленного в сопоставимых ценах;
• динамическую характеристику стоимости объема произведенных товаров fW(t), которая принимается равной динамической характеристике показателя объема тех же товаров, исчисленного в текущих ценах.

Особое значение имеет покупательная способность денег, обращающихся в стране.
24. Центральный орган государственной статистики оценку сначала исчисляет индекс покупательной способности денег:
25. Этот индекс оперативно доводится до всех предприятий страны с помощью средств массовой информации. Денежные суммы, учитываемые в любых денежных операциях в разные моменты времени, при параллельном учете в сопоставимых ценах должны приводиться в сопоставимый вид путем умножения на индекс покупательной способности денег соответствующего момента.

• Динамическая характеристика покупательной способности денег fПД(t) исчисляется как отношение динамической характеристики объема производства товаров к динамической характеристике стоимости этого объема.

Как отмечалось выше, все процессы в народном хозяйстве взаимосвязаны. Это позволяет использовать в качестве индикатора состояния экономики какой-либо один процесс, хотя бы даже не самый основной. Наиболее ярким индикатором, отражающим многочисленные явления в народном хозяйстве, является процесс инфляции. Поэтому данные о процессе инфляции возможно использовать в экономическом анализе в качестве основной линии, вокруг которой развиваются все другие экономические процессы.
26. Динамическая характеристика явной инфляции fяи(t) исчисляется как величина, обратная динамической характеристике покупательной способности денег.

Необходимо учитывать, что явная инфляция, связанная обратной зависимостью с покупательной способностью денег, отражает совокупное влияние на процесс детерминирующих факторов и управленческих ошибок. Детерминированная инфляция и связанная с ней скрытая инфляция являются отражением раздельного влияния этих факторов.
27. Индекс детерминированной инфляции исчисляется как среднегеометрическая величина от индексов явной инфляции в период, когда отсутствует влияние управленческих ошибок.

Управление структурными сдвигами в экономике и экономическими механизмами становится возможным лишь после того, как в систему статистического учета будут внесены корректировки, учитывающие инфляцию, а индексы инфляции найдут отражение в нормативных документах экономических служб. Такие корректировки должны быть внесены во все нормативные документы по финансовой, налоговой и кредитной деятельности.

Таким образом, нормативы, создаваемые органами государственного управления для предприятий, должны учитывать влияние длительности производственного цикла на результаты финансовой деятельности предприятий. Можно сказать, что производственная деятельность стала невыгодной именно в связи с отсутствием нужной дифференциации нормативов.
• В качестве параметра научно-технического прогресса принимается технико-экономический уровень и его динамическая характеристика.
28. Для дополнительного контроля над ходом научно-технического прогресса целесообразно использовать сопоставление его динамической характеристики с динамическими характеристиками производительности труда и эффективности производства.

Основным результатом деятельности народного хозяйства страны следует считать национальный доход, рассчитанный по сфере производства. В целом, показатели сферы общественного производства, возможность исчисления которых показана в настоящей главе, открывают возможность создания системы объективного стоимостного учета, отражающего без искажений реальные процессы, идущие в экономике страны.
29. Учет по сфере обращения должен осуществляться раздельно от учета по сфере общественного производства.
30. Особое внимание следует уделить организации контроля над денежными потоками, связывающими субъектов основного круга денежного обращения с субъектами паразитного круга.

Эти потоки своей суммой определяют индекс эквивалентности обмена в экономике и поэтому должны полностью контролироваться статистическими органами.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz