Глава 1.
Гипотеза теории управления.

1.1. Внутренние противоречия общественных систем.

Как было показано в главе 3 «Теория эволюции человечества» части III настоящего сайта, общественные системы образовались как одна из ветвей биологических систем, в которой эволюция пошла ускоренными темпами. Ускорение эволюции общественных систем обусловило их несовершенство, наличие внутренних противоречий.

Общественная система – совокупность людей, объединяемых определенной общностью интересов и совместной деятельностью, которая отличается следующими особенностями:
• элементами системы являются люди;
• главным свойством системы является ее способность к расширенному воспроизводству, которое осуществляется в количественном и качественном отношении;
• система обладает высокой сложностью, т.е. может делиться на подсистемы по различным основаниям;
• каждый элемент системы при делении по какому-либо основанию включается, по меньшей мере, в одну из образующихся при делении подсистем;
• каждая подсистема общественной системы имеет специфическое назначение и осуществляет функции, отличающиеся от функций других подсистем;
• общественная система характеризуется наличием внутренних противоречий как между отдельными подсистемами, так и между каждой подсистемой и системой в целом.
• любая подсистема общественной системы обладает всеми перечисленными выше свойствами.

Среди перечисленных свойств общественной системы для нашего исследования особый интерес представляет существование внутрисистемных противоречий, которые нарушают жизнеспособность системы.

Для элемента системы приоритетными являются его индивидуальные интересы, на втором месте стоят интересы подсистем, к которым он себя относит, а общесистемные интересы в этом ряду оказываются на последнем месте.

Для самосохранения, для разрешения противоречий между подсистемами и обеспечения внутренней стабильности общественная система вынуждена создавать специальную подсистему. Эта подсистема обладает сложной структурой и характеризуется общим названием: органы государственного управления (далее ОГУ).

ОГУ – подсистема, в функции которой входит контроль над деятельностью всех подсистем общественной системы, планирование, организация и координация этой деятельности с тем, чтобы обеспечить безопасность и оптимальное развитие системы в целом.

Однако, поскольку ОГУ является подсистемой общественной системы и обладает свойствами, характерными для системы в целом, при анализе этой подсистемы приходится учитывать следующее:
1. ОГУ являются подсистемой общественной системы, но имеют тенденцию нарушать общесистемные интересы, отдавая приоритет собственным интересам;
2. ОГУ состоят из собственных подсистем, которые вступают в противоречия между собой;
3. все подсистемы и элементы управляемой общественной системы, отдавая приоритет собственным интересам, вступают в противоречие с подсистемой ОГУ, избегая безусловного выполнения ее решений.
4. Основным назначением ОГУ является регулирование развития народного хозяйства.
5. Критерием для оценки работы ОГУ служит соответствие между реальными темпами развития общественного производства и оптимальными темпами, установленными обществом.
6. ОГУ осуществляет следующие функции:

• создание условий выживания системы в целом, т.е. обеспечение оптимальных темпов воспроизводства инфраструктуры;
• создание условий, при которых общественное производство расширенно воспроизводится с оптимальными для общества темпами;
• координация деятельности всех подсистем общественного производства и его инфраструктуры.

Теория управления рассматривает взаимодействие общественной системы и подсистемы управления этой системой.
7. Для преодоления противоречий между подсистемами ОГУ должны быть обеспечены следующие условия:

• функции, полномочия и ответственность подсистем ОГУ должны быть четко разграничены;
• каждое управленческое решение должно приниматься на наиболее низком иерархическом уровне управления в пределах компетенции соответствующего органа управления без вмешательства вышестоящего органа.
8. Для преодоления противоречий между ОГУ и общественной системой должны быть обеспечены следующие условия:
• прозрачность деятельности ОГУ, обеспечивающая полную подотчетность и подконтрольность ОГУ носителю государственной власти;
• право носителя государственной власти на немедленную замену чиновников (элементов подсистемы ОГУ) любого уровня в случае выявления фактов невыполнения или нарушения ими своих должностных обязанностей.


1.2. Система допущений.


При создании теории управления приняты следующие допущения:
• принимается, что в государстве законодательно закреплены социалистические производственные отношения, исключающие эксплуатацию человека человеком;
• рассматриваются только внутренние факторы, влияющие на развитие системы, а от внешних факторов рассмотрение абстрагировано;
• управляемые подсистемы рассматриваются как единое целое, а от различий между этими подсистемами рассмотрение абстрагировано;
• рассматривается идеальная структура ОГУ и идеальное выполнение этой подсистемой своих функций, а от существующих недостатков системы ОГУ рассмотрение абстрагировано.


1.3. Гипотеза теории управления.



Подсистема ОГУ способна выполнять функции, утерянные общественной системой в процессе ее эволюции от биологической системы:
• создавать общесистемную память, в которой фиксируются правила поведения и деятельности для всех подсистем и элементов системы;
• непрерывно совершенствовать общесистемную память, направляя ее на оптимизацию процесса развития общественной системы в целом и преодоление противоречий между подсистемами и элементами системы;
• обеспечивать выполнение правил, зафиксированных в общесистемной памяти, всеми подсистемами и элементами общественной системы.


1.4. Создание общесистемной памяти


Гипотеза теории управления раскрывается совокупностью следующих аксиом.
1. для оптимального развития общественной системе требуются три формы общесистемной памяти: долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная.
2. Долгосрочной памятью общественной системы в государственном масштабе является конституционное поле, т.е. механизм, закрепляющий сложившиеся производственные отношения и, соответственно, препятствующий любому изменению этих отношений.

Долгосрочная память предназначена для того, чтобы восполнить утрату генетической памяти, обеспечивающей выживание биологических систем.
3. Среднесрочной памятью общественной системы в государственном масштабе является правовое поле, т.е. детализация конституционного поля на основе актов законодательной власти и нормативных документов исполнительной власти.

Законодательные акты в рамках, определенных конституционным полем, создают общесистемное правовое поле для всех субъектов общественных отношений и осуществляют политический выбор приоритетов для деятельности главных подсистем общества. Законодательные акты определяют высший уровень среднесрочной памяти, приближающийся по своему значению к долгосрочному уровню. Законодательные акты также, как и конституция, закрепляют сложившиеся в стране общественные отношения, но способны совершенствоваться за счет пересмотров их органом законодательной власти.

Нормативные документы конкретизируют положения, установленные законодательными актами. Эти документы представляют низший уровень среднесрочной памяти, т.к. могут оперативно утверждаться, пересматриваться и отменяться органами исполнительной власти.
4. Краткосрочной памятью общественной системы в государственном масштабе является информационное поле, положения которого носят рекомендательный характер.

Информационное поле создается для всех субъектов отдельной подсистемы общества прикладными научными подразделениями, обслуживающими эту подсистему, на основе использования достижений науки и техники.

Структура ОГУ, конкретизирующая гипотезу, будет рассмотрена в следующей главе.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz