2.2. Совершенствование системы планирования.

v     Не разрушайте слишком поспешно здание, в чем-то неудобное, чтобы не подвергнуться новым неудобствам! Вводите улучшения понемногу!

Г. К. Лихтенберг.

2.2.1. Функции Минэкономики.

Первоочередной задачей Минэкономики, как и всей системы ОГУ, является преодоление собственной неспособности к выполнению своих функций, которая является основным препятствием на пути оздоровления народного хозяйства.
1. Основной функцией Минэкономики является конкретизация и реализация экономической политики государства.

Эта работа должна выполняться поэтапно, причем на каждом этапе конкретизируется и основная функция.

При выполнении своих функций Минэкономики самым тесным образом взаимодействует с Госкомстатом, отраслевыми, региональными, финансовыми и правоохранительными органами.
2. На первом этапе Минэкономики должен скоординировать деятельность всех центральных, отраслевых и территориальных ОГУ с целью подготовки системы ОГУ к выполнению основной функции.

При этом конкретизируются задачи функциональных ОГУ:
Минэкономики должен разработать экономическую стратегию, включающую выбор магистрали развития, на которую должно перейти народное хозяйство страны;
• Госкомстат должен обеспечить непрерывную обратную связь ОГУ с народным хозяйством страны;
• Минфин должен наладить эффективный контроль над финансовыми потоками в стране, перекрыть «черные дыры», обеспечить усиление платежной дисциплины, возврат валютной выручки в республику, вложение накопленных капиталов в экономику, повышение эффективности использования привлеченного иностранного капитала;
• налоговая система должна ужесточить налоги на все доходы, направляемые на личное потребление, на переводы за рубеж, на торгово-посредническую деятельность, на увеличение уставного капитала банков и т.п., возможно до 75%. И, напротив, должны быть резко снижены, или даже полностью устранены, ставки налогов на доходы, инвестируемые в промышленное производство;
• органы ценообразования должны обеспечить эквивалентность товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, включая систему денежного обращения;
• таможенная служба должна основное внимание направить на поддержку отечественного производства, а не ограничиваться фискальными функциями;
• правоохранительные органы должны добиться укрепления институтов государственной власти, законности и правопорядка, достижения перелома в борьбе с организованной экономической преступностью;
• органы отраслевого управления должны осуществить реформирование организационной и технологической структуры предприятий, создание конкурентоспособного производства, ориентированного на потребности рынка, добиться улучшения рамок хозяйствования для товаропроизводителей, имея в виду совершенствование условий для накоплений и вложения инвестиций;
• орган управления ресурсов страны должен обеспечить эффективную эксплуатацию и развитие ресурсов в русле научно-технического прогресса;
• органы социальной защиты должны проводить активную социальную политику с учетом интересов различных групп и слоев населения;
• ОГУ в целом должны проводить активную кадровую политику, направленную на сохранение имеющегося кадрового потенциала, знания и опыт которого имеют огромную ценность и должны быть использованы обществом.

При этом должно быть организовано переобучение специалистов и повышение их профессионализма для работы в резко изменившихся условиях.

Четкое распределение функций внутри системы ОГУ позволяет столь же четко определить права, обязанности и ответственность каждого органа за результаты совместной работы.
3. Второй этап - долгосрочное экономическое прогнозирование, т.е. прогноз развития народного хозяйства на 20 - 40 лет вперед.

Основой долгосрочного экономического прогноза является ретроспективный анализ развития народного хозяйства за предшествующий достаточно длительный период (не менее 20 лет), осуществляемый с использованием экономико-математических моделей. В результате анализа должны быть выявлены основные детерминирующие и случайные факторы, обуславливающие движение экономики по сложившейся магистрали, динамические характеристики движения и определены ориентиры для выбора новой магистрали.

Прогноз составляется в нескольких вариантах, отличающихся темпами изменения регулируемых структурных характеристик параметров экономики. Варианты могут отличаться динамическими характеристиками развития народного хозяйства и, соответственно, сроком достижения ориентира.

Из всех вариантов прогноза на основе экспертных оценок каждого из них выбирается наиболее оптимальный и представляется в законодательный орган государства для утверждения в качестве государственной программы развития народного хозяйства страны на долгосрочный период.

Для обеспечения реальности государственной программы экономического преобразования страны проводится обширная дополнительная работа, включающая генерирование идей, выбор основных экономических параметров, которые будут определять оптимальный вариант развития, координацию работы всех элементов системы ОГУ, которые должны детализировать и конкретизировать выбранный вариант, превращая его в единую программу действий. Составление единого экономического плана в рамках одного ведомства без преждевременного подключения остальных обеспечивает ее цельность.
4. Третий этап - разработка среднесрочного плана экономического преобразования страны на период полномочий парламента.

На этом этапе Минэкономики конкретизирует экономическую политику страны для отдельных регионов и отраслей, устанавливая приоритеты их ресурсного обеспечения, детализирует ценовую, финансовую, налоговую, кредитную, заработной платы, внешнеэкономическую, инвестиционную политики.

В качестве основы среднесрочного плана Минэкономики использует программы экономического развития отраслей и регионов, разработанные, соответственно, отраслевыми и региональными институтами.

Среднесрочные планы разрабатываются в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга приоритетами в использовании имеющихся у государства ресурсов для инвестиций в конкретные отрасли и регионы страны. В результате экспертной оценки прогнозов самый оптимальный из них предлагается исполнительному органу страны для утверждения в качестве государственного плана развития народного хозяйства.
5. Четвертый этап - разработка годовых планов развития народного хозяйства.

Эта работа является дальнейшей конкретизацией среднесрочного плана, осуществляемая совместно с финансовым органом. По сути дела, Минэкономики является полным распорядителем части расходов бюджета, направляемой на развитие народного хозяйства. Финансовый орган, который становится лишь исполнителем этой части бюджета, должен гарантировать лишь сроки исполнения отдельных статей.

Годовой план развития народного хозяйства страны утверждается правительством страны одновременно с соответствующими статьями расходной части бюджета.

Конституцией государства при особых обстоятельствах должна предусматриваться возможность корректировки этой части государственного бюджета парламентом только при соответствующей корректировке пятилетнего и долгосрочного планов.
6. Пятый этап - организация исполнения годовых планов.

На этом этапе Минэкономики опять вступает в тесное взаимодействие с Госкомстатом, который обеспечивает непрерывный контроль над индикативными параметрами, характеризующими развитие народного хозяйства в соответствии с планом. При появлении малейших отклонений от плановой траектории орган планирования совместно с Госкомстатом выявляет фактор, вызвавший отклонение, а затем разрабатывает оперативные меры для возвращения экономики на нужную траекторию.

В целом деятельность Минэкономики должна быть направлена на достижение экономических целей общества за счет внедрения достижений научно-технического прогресса в отраслях материального производства, достижения мирового уровня производительности труда и т.д.
7. В качестве средств управления Минэкономики использует:
• законодательную инициативу, прежде всего с целью создания Законов, обеспечивающих выполнение принципа равной оплаты за равный труд, обеспечение оптимальных условий труда, стимулирующих инвестиции частных капиталов в определенные отрасли общественного производства, а также ужесточение законодательства в отношении преступлений в области экономики;
• конкретизацию правового поля в сфере экономического планирования путем разработки экономических нормативов, методических инструкций, рекомендаций и других «правил игры».


2.2.2. Использование экономико-математических методов.


8. На всех этапах своей работы Минэкономики должно использовать экономико-математические модели, схемы которых предложены в теоретической части настоящего сочинения.

Для обеспечения надежности краткосрочных и среднесрочных экономико-математических моделей все они должны строиться на основе адекватной долгосрочной модели. В принципе, эта модель на последующих этапах работы лишь все более и более конкретизируется.

Используемые в модели экономические индикаторы (параметры на выходе) обладают объективностью, т.е. способностью отражать характер экономических процессов независимо от изменений денежной массы. Это касается таких показателей, как производительность труда, уровень жизни населения, норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала, коэффициент повторного счета.
9. Индикативные показатели, предусматриваемые моделью, должны стать первоочередными отчетными показателями органов государственной статистики.
10. Каждый экономический, отраслевой и региональный орган государственного управления должен в пределах установленных для него индикативных показателей выделять отдельные узлы из общей модели и конкретизировать их, создавая модель развития своей подсистемы.

Использование предлагаемой модели позволит не только улучшить методику управления народным хозяйством, но и даст в руки ученым мощный инструмент анализа законов динамики экономического развития.
11. Выбору магистрали экономического развития страны предшествует этап экономического анализа с определением динамических характеристик основных параметров на сложившейся траектории.

При этом нужно иметь в виду, что эти характеристики имеют форму:

fA(t) = ent,

где n = const.

Любое изменение величины «n» свидетельствует об изменении траектории. Это позволяет осуществлять контроль над развитием макроэкономики на сложившейся траектории путем наблюдения за небольшим числом индикативных показателей.

Как правило, траектория развития макроэкономики может быть однозначно определена одним индикативным процессом, т.е. изменения показателя, который для общества представляет приоритетную важность. К примеру, в качестве основного индикативного показателя, как правило, принимается уровень жизни населения.

Но уровень жизни населения детерминируется процессом изменения производительности общественного труда. В свою очередь производительность труда определяется состоянием основных производственных фондов в стране. А развитие производственных фондов зависит от способности общества обеспечить процесс накопления.

При сложившейся траектории деградации экономики крайне трудно вырваться из тисков экономического резонанса. Необходимы согласованные усилия всего общества и профессионализм ОГУ.

Только при полном охвате всех факторов могут быть выбраны факторы, способные стать рычагами управления. Кроме того, профессиональное управление обязано нейтрализовать все посторонние факторы, способные оказывать как долговременное, так и кратковременное, нежелательное для общества влияние.

В настоящее время низкий уровень жизни населения превратился в социально-экономическую мину замедленного действия, на которую вынуждено оглядываться любое правительство. Эта мина стала фактором, препятствующим возрождению экономики. Действительно, обновление основных фондов требует отвлечения ресурсов от социальных программ, кажущихся первостепенными. А на самом деле лишь приоритет задачи обновления основных фондов обеспечит расширенное воспроизводство экономики с приоритетом производства товаров народного потребления и откроет путь решения социальных вопросов.

2.2.3. Оптимизация экономического развития.


На основе изменения курса экономической политики создается возможность изменить направленность экономических процессов в республике и оптимизировать экономическое развитие государства.

Темпы развития экономики должны превышать темпы роста экономики так называемых «развитых стран» и быть тем больше, чем больше отставание от этих стран.

В частности, наиболее приемлемая магистраль характеризуется следующими темпами экономического развития (годовой прирост):

• общественного производства - 11%;
• производства товаров народного потребления - 12% в год, т.е. их опережающий рост;
• капитальных вложений за счет внутренних источников - 25% в год, что обеспечит расширенное воспроизводство основных фондов;
• бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, - 10% в год.

Особую роль экономико-математическое моделирование играет в переходном периоде, когда народное хозяйство необходимо перевести с колеи деградации на нужную обществу магистраль экономического развития.

Многие экономисты термин "переходный период" применяют к стихийному развитию событий в неуправляемой экономике. По существу же в этих условиях никакого перехода не происходит, т.к. экономика находится на установившейся траектории развития ("колее"), детерминированной совокупностью негативных факторов. Поэтому в дальнейшем тексте данный термин будет применяться лишь по отношению к управляемой смене сложившейся траектории на выбранную магистраль, которая совершается не мгновенно, а в течение продолжительного периода времени,
12. В течение переходного периода ОГУ должны обеспечивать плавный перевод используемых рычагов управления, т.е. изменение выбранных для этой цели структурных характеристик параметров от базового значения до оптимального.

Это, соответственно, обеспечит плавное, без скачков течение всех экономических процессов. Подразумевается, что резкие изменения в ходе экономических процессов свидетельствуют о плохой работе органов государственного управления и неизбежно ведут к негативным последствиям, равнозначным влиянию крупных природных катаклизмов, а также техногенных или политических катастроф.

Переходный период может состоять из нескольких этапов, отличающихся между собой детерминирующими факторами, которые используются в качестве рычагов управления.

Отметим сразу, что в качестве рычагов управления целесообразно использовать изменение структурных составляющих отдельных параметров, у которых эти составляющие не достигли оптимального значения. После того, как эти составляющие приобретут значение, соответствующее интересам общества, его следует лишь поддерживать, а для продолжения поворота на выбранную магистраль применить новый рычаг управления.

Так, если на начальном этапе управления переходом на выбранную магистраль в качестве одного из рычагов управления было принято снижение уровня безработицы, то на последующих этапах в качестве структурной составляющей численности трудящихся целесообразно принять долю работников высокой квалификации.
13. В качестве постоянно действующего детерминирующего фактора на всех этапах перехода на выбранную магистраль и движения по этой магистрали целесообразно принять стабильность розничных цен.

Стабильность розничных цен может быть обеспечена за счет регулирования эмиссии бумажных денег таким образом, чтобы динамическая характеристика денежной массы оставалась равной динамической характеристике производства товаров народного потребления.

Как ни трудно осуществить переход на магистраль ускоренного развития экономики, не менее трудно сохранить темпы движения по этой магистрали. Чтобы не сбиться на более низкий темп возможно, необходимо неусыпное внимание и высокий профессионализм работников ОГУ.
14. Для Минэкономики малейшее отклонение от программной траектории должно становиться предметом оперативного анализа с выявлением факторов, вызвавших отклонение, и срочной их нейтрализацией.

Контроль над изменением динамических характеристик основных параметров реальной экономики является функцией Госкомстата. Этот контроль над параметрами развития народного хозяйства должен осуществляться непрерывно, начиная со сложившегося состояния экономики, при планировании реформ, в переходный период и весь период развития на новой траектории. В течение этого периода количество параметров может увеличиваться.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz