2.6. Совершенствование системы оплаты труда.


v     Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

Всеобщая декларация прав человека.


2.6.1. Принцип эквивалентности распределения доходов.

При сохранении общественного строя, допускающего эксплуатацию человека человеком, бесполезно говорить о совершенствовании системы заработной платы.

Правовой основой капиталистической эксплуатации человека человеком служит следующее определение:

Заработная плата - часть денежных затрат отдельного предприятия, авансированная собственником средств производства для оплаты рабочей силы, используемой в процессе производства.

С точки зрения трудящихся это понятие имеет другое определение:

Заработная плата - поступающая в личный доход работника часть вновь созданной стоимости, размер которой определяется количеством и качеством затраченного работником труда.

Для устранения эксплуатации человека человеком в сфере общественного производства в основу трудового законодательства страны должно быть положено определение заработной платы с точки зрения трудящихся. Для этого необходимо эквивалентное деление дохода предприятия на четыре части: фонд оплаты труда, доход собственника средств производства, налоги, поступающие в бюджет государства, ренту и акцизы, подлежащие перераспределению через ценовой фонд.

2.6.2. Распределение дохода предприятия.

Как известно, доход производственного предприятия Дпр образуется из суммы реализации продукции предприятия за вычетом материальных затрат на производство этой продукции.

Дпр= V – МЗ

Тот же доход может быть представлен в виде суммы:


Дпр= Q + RI,1+ R I,2 + R I,3 + RII,1 + RII,2 + RII,3 + A + РА

где:

Q - вновь созданная индивидуальная стоимость предприятия;

RI,1 + R I,2 + RI,3 + RII + RII,2 + RII,3 - рента, отражающая научно-технический уровень производства и качество используемых природных ресурсов. Рента при этом подразделяется на два вида I и II], в каждом из которых имеются три формы R1, R2>, R3

А + РА - разность между ценой и стоимостью, отражающая экономическое качество продукции, которая подразделяется на акциз [А] иприбыль от совершенствования ассортимента продукции [РА].

В этой сумме только вновь созданная стоимость всегда имеет положительное значение, а все остальные слагаемые могут приобретать как положительное, так и отрицательное значение. Более того, сумма этих остальных слагаемых в масштабе страны равна нулю.

Вновь созданная на предприятии индивидуальная стоимость подлежит распределению между государством и трудовым коллективом:

Q = Hб + Фзп

Долю государства, подлежащую отчислению в бюджет, составляет налог [Нб], исчисление которого осуществляется по формуле расчета прибавочной стоимости.

Вторая часть вновь созданной стоимости образует фонд заработной платы предприятия [Фзп].

Фонд заработной платы - часть денежных доходов отдельного предприятия, предназначенная для распределения между членами трудового коллектива этого предприятия.

Таким образом, при социалистической системе производственных отношений вновь созданная стоимость в сфере общественного производства полностью распределяется между трудовым коллективом и государственным бюджетом, и, соответственно, не может быть источником обогащения капиталистов.

Данный порядок распределения доходов гарантирует оплату труда трудовому коллективу независимо от качества используемых средств производства и от финансовых результатов деятельности предприятия. Более того, заработная плата, выдаваемая работникам предприятия, должна выплачиваться без всяких удержаний, вроде подоходного налога, поскольку государство уже получило свою долю вновь созданной стоимости.

Рента [RI,2 + RI,3]и акцизы [А] перераспределяются между предприятиями с помощью соответствующих фондов. При положительном значении соответствующие суммы ренты и акцизов отчисляются в эти фонды, а отрицательные значения возмещается этими фондами.

Применение этого положения позволит устранить негативное влияние некоторых рыночных механизмов. Поэтому крайне важно, чтобы эта рента и акцизы ни в коем случае не становились доходом собственника или бюджета.

Оставшаяся нераспределенной часть доходов [RI,1+ RII,1 + RII,2 + RII,3 + РА] по свойству входящих в нее величин может принимать положительное или отрицательное значение. Эта особенность требует, чтобы получатель этих доходов при возникновении убытков нес за них полную ответственность. Ясно, что члены трудового коллектива не могут нести такой ответственности. Это могут быть только собственники, которые обязаны расплачиваться за убытки своими акциями.

Рента [RI,1+ RII,1 + RII,2 + RII,3] и прибыль от совершенствования ассортимента [РА] должны стать доходом собственника, не подлежащим обложению налогом.

По сути дела этот порядок вызовет жестокую конкуренцию между собственниками, поскольку высокие доходы некоторых из них будут основываться на убытках других. Эта конкуренция создаст рыночный механизм, который будет стимулировать научно-технический прогресс.

Облагать же налогами величины, общая сумма которых равна нулю, весьма несерьезно. От их налогообложения необходимо отказаться и по той причине, что недопустимо тормозить положительное действие указанного рыночного механизма.

2.6.3. Оплата труда в сфере материального производства.

По своему составу трудовой коллектив является весьма неоднородным. Высокая степень общественного разделения труда обусловливает наличие на предприятии различных категорий работников: административного персонала, инженерно-технических работников, производственных рабочих разных специальностей и разной квалификации, рабочих вспомогательных цехов, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны. У каждой более или менее однородной группы работников условия труда оказываются специфическими, а затраты физического и умственного труда, и, тем более, психологические нагрузки, несоизмеримыми с затратами труда других групп. Да и внутри каждой однородной группы каждый отдельный работник обладает индивидуальной способностью к труду, обусловленной состоянием его здоровья, профессионализмом, интеллектом, характером и рядом других причин, порой весьма далеких от производства. Каждый из членов трудового коллектива претендует на увеличение своего заработка, выдаваемого из общего фонда оплаты труда на предприятии. Любое нарушение принципа оплаты по труду становится проявлением эксплуатации внутри коллектива.

Столь же неоднородными являются трудовые коллективы и по отношению друг к другу. Они относятся к разным отраслям общественного производства, используют разные природные ресурсы, различаются между количественным составом, фондовооруженностью, техническим уровнем используемых средств производства.

Все эти различия должны учитываться системой оплаты труда. Для того, чтобы найти возможность решения указанной задачи, целесообразно представить ее решенной и описать свойства некой идеальной системы оплаты труда.

Возможно сформулировать следующий закон:

Закон эквивалентности оплаты труда.

Система заработной платы обеспечивает эквивалентность оплаты труда в том и только в том случае, если заработная плата отдельного работника определяется произведением среднего по стране размера заработной платы на региональный коэффициент, отраслевой коэффициент, коэффициент предприятия, коэффициент рабочего места, индивидуальный коэффициент и на коэффициент трудового участия:

ЗПинд = ЗПнх * КТрег * КТотр * КТпр * КТрм * КТинд * КТту

Сумма заработной платы всех работников предприятия, включая производственных рабочих, вспомогательные подразделения, административный аппарат, пожарно-сторожевую охрану и младший обслуживающий персонал равна фонду заработной платы предприятия.
1. За основу новой системы оплаты труда необходимо взять существующую систему заработной платы.

При всем несовершенстве существующей системы она является объективной реальностью и в начальный момент возможно исчислить сложившиеся значения всех тарифов.
2. Система тарифов, которая была создана на основе существующей системы оплаты труда, недостаточно совершенна и нуждается в непрерывной корректировке.
3. После перехода на стоимостной учет каждое предприятие будет исчислять объем вновь созданной индивидуальной стоимости.
4. Норма прибавочного продукта устанавливается законодательным путем как единая для всех предприятий страны доля вновь созданной индивидуальной стоимости, подлежащая отчислению в государственный бюджет.
5. Фонд заработной платы предприятия исчисляется как часть вновь созданной индивидуальной стоимости, остающаяся после расчета с бюджетом.
6. Фонд заработной платы предприятия распределяется между его работниками пропорционально произведению трех тарифных коэффициентов: профессионального, индивидуального и трудового участия.
7. Средневзвешенное значение тарифа в каждой тарифной системе должно сохраняться на уровне единицы.

Это исключит возможность повысить какой-либо тариф внутри системы, не снижая какие-то другие тарифы. Если кому-то повышается зарплата, то сразу становится видимым, за чей счет это происходит. Во всех существующих тарифных системах создается иллюзия, будто повышать зарплату какой-либо категории работающих можно без ущерба для других.
8. Основной функцией государственного органа оплаты труда должно стать совершенствование систем региональных, отраслевых и профессиональных тарифов.
9. Совершенствование индивидуальных тарифных коэффициентов должно осуществляться непосредственно на каждом предприятии.
10. Профессиональные тарифные коэффициенты в разных отраслях должны постепенно выравниваться с тем, чтобы у работников одной и той же квалификации заработки при переходе из одной отрасли в другую не могли существенно изменяться.


2.6.4. Оплата труда работников прочих сфер народного хозяйства.

11. Фонды оплаты труда органов бюджетной сферы, включая управление общественным производством, должны быть жестко привязаны к среднему размеру заработной платы в народном хозяйстве страны, а региональных и отраслевых органов к средним по региону и среднеотраслевым размерам заработной платы.

Внутри каждого органа целесообразно ввести систему тарифных коэффициентов, подобную такой системе в сфере общественного производства. Отличием здесь должно быть существенное расширение прав руководителя того или иного государственного органа, позволяющее ему совершенствовать структуру этого органа.

Руководитель обязан обеспечить безусловное выполнение функций своего учреждения. При сохранении имеющегося фонда оплаты труда он должен иметь право сокращения и увеличения численности отдельных подразделений с расширением и изменением их функций, а также решать вопросы изменения индивидуальных тарифных коэффициентов отдельных работников.
12. В сфере обращения целесообразно ввести систему тарифных коэффициентов, подобную такой системе в сфере общественного производства.

Сохранив в начальный период все имеющиеся предприятия сферы обращения и численность их работников, необходимо существенно скорректировать фонды оплаты труда на этих предприятиях. Средний размер оплаты труда в сфере обращения не должен превышать средний размер оплаты труда в сфере производства.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz