2.3. Совершенствование системы финансирования.

v     Самое главное - это иметь не золото, а власть над теми, у кого оно есть.

Курий Дентат
(Римский консул)


2.3.1. Финансовая политика.


Совершенствование системы Минфина должно быть начато с разработки парламентом страны финансовой политики.

1. Основной целью финансовой политики страны должна стать помощь росту национального общественного производства.
• Должны быть устранены все финансовые факторы, тормозящие этот рост. Имеются в виду экономические мины и пирамиды, построенные в результате деятельности финансовой системы.
• Система денежного обращения должна быть освобождена от паразитного круга и сохранена лишь в качестве основного круга денежного обращения.
2. Учет в системе денежного обращения должен основываться на теории равновесия с внесением необходимых поправок, связанных с изменением покупательной способности денег.
3. Для выполнения своих функций Минфин обладает правом конкретизации правового поля экономики в части, касающейся финансовой системы.

• В качестве рычагов управления он использует утверждаемые им экономические нормативы, инструкции и денежную эмиссию.
• Все нормативные документы Минфиеа, включая государственный бюджет, должны опираться на утвержденные другими экономическими органами системы нормативов, включая системы налогов, цен, заработной платы и т.д.
• Системы нормативов, которые утверждаются в установленном законом порядке, а затем используются исполнительной властью в качестве рычагов исполнения бюджета, должны опираться на теоретически установленные законы.


2.3.2. Государственный бюджет.

4. Доходы государственного бюджета должны проектироваться на основе тщательного анализа национального общественного производства страны, сложившегося распределения расходов бюджета, уточнения и изучения всех имеющихся финансовых потоков.

Необходимо исключить такие статьи дохода, которые ведут к росту бюджетных расходов. Прежде всего, должно быть исключено строительство финансовых пирамид из внутренних и внешних займов. Обслуживание образующихся и постоянно нарастающих долгов превращается проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

Такая мера является абсолютно необходимой, так как создаст условия для активизации процесса производства. Вместо лозунгов, призывающих к снижению темпов инфляции, будет устранен фактор, детерминирующий инфляцию.

Ликвидация "черных дыр" и использование исчезающих в них денежных средств резко увеличит доходы бюджета. В дальнейшем рост доходов бюджета должен быть обеспечен за счет роста общественного производства. Рост производства расширит базу налогообложения и, кроме того, потребует пропорциональной денежной эмиссии, которая тоже станет статьей дохода.

Тщательный анализ национального дохода страны, уточнение и изучение всех имеющихся финансовых потоков, сложившегося распределения национального дохода обеспечит реальность и своевременность составления государственного бюджета республики.
5. В качестве основного приоритета бюджетной политики следует принять обновление основных фондов предприятий и обеспечение сферы общественного производства оборотными средствами в необходимых размерах.

Расходы бюджета делятся на две основные части: содержание бюджетной сферы народного хозяйства и обеспечение программы экономического развития страны. Кроме того, приходится предусматривать в качестве расходных статей обслуживание внутреннего и внешнего долга.

Содержание каждой отдельной части бюджетной сферы народного хозяйства при составлении бюджета на каждый новый период предусматривается на уровне предшествующего периода с учетом изменений, если таковые предусмотрены единой программой экономического развития страны.

Любые социальные и экономические программы, выполняемые за счет государственного бюджета, должны предусматриваться единой программой экономического развития страны.

Что касается обслуживания внутреннего и внешнего долга, то эти статьи следует признать непроизводительными, но обязательными для исполнения. Эти статьи должны ежегодно сокращаться, но для этого требуется составление бездефицитного бюджета. В качестве основного источника погашения государственных долгов должно быть использовано возвращение капиталов, вывезенных за границу преступными методами. Для достижения этой цели следует опираться на международное право.
6. Минфин несет ответственность за реальность и своевременность составления государственного бюджета страны.

Понятие «реальность» подразумевает возможность исполнения, прежде всего доходной части. Ответственность за реальность повышает ответственность Минфина за сбор налогов, исключая возможность оправдываться ссылками на недоимки.
7. Утверждение государственного бюджета целесообразно возложить на правительство страны.

Существующая процедура, во-первых, чрезмерно затягивает утверждение государственного бюджета, во-вторых, снимает ответственность со всех ветвей власти за исполнение бюджета и, в-третьих, порождает такие явления, как лоббизм и коррупцию в парламенте.

Законодательный орган имеет право вмешаться в вопрос о бюджете только в том случае, если выявит его несоответствие государственной экономической политике и государственной экономической программе.
8. Ответственность за исполнение бюджета внутри правительства должна быть персонифицирована.
• Минфин обязан нести ответственность за выполнение закона о государственном бюджете, включающая также соблюдение установленных законом сроков подготовки, представления и утверждения бюджета, а также отчетов о его исполнении.

При исполнении бюджета все текущие доходы и расходы должны пересчитываться в сопоставимые цены с учетом фактической покупательной способности денег на момент совершения операции.
• На орган планирования возлагается ответственность за несоответствие фактических результатов ожидаемым в случае исполнения бюджета.

Экономико-математическое моделирование государственного бюджета страны на основе модели осуществляемой в стране экономической программы обеспечивает полное соответствие бюджета и программы. Это означает, что принятый бюджет является выражением модели воспроизводства, разработанной органом планирования. В соответствии с этим, в законе о государственном бюджете должны быть указаны ожидаемые результаты деятельности народного хозяйства в конце соответствующего воспроизводственного цикла.
• Нарушение государственных законов должно расцениваться как тяжкое должностное преступление и вести за собой привлечение к суду работников, персонально ответственных за соблюдение этих законов.

2.3.3. Управление финансовыми потоками.

9. Для управления финансовыми потоками требуется создать специализированную службу Минфина, поддерживающей непрерывную обратную связь с Госкомстатом.

Методологической основой управления финансовыми потоками является дополнение количественного учета денежных масс их динамическими характеристиками.

В качестве информационной основы учета финансовых показателей используются отчеты Госкомстата о динамике общественного производства. Количественные показатели движущихся денежных масс, прежде всего доходы и расходы бюджета, на каждый момент времени учитываются с поправкой на инфляцию. На этой основе исчисляются и динамические характеристики всех используемых показателей. В частности, должны отслеживаться динамические характеристики структурных показателей ВВП, динамика инфляции и др. Весь учет осуществляется при базовой покупательной способности денег.

Анализы этой службы должны стать основой управленческих решений руководства Минфина. Контроль над финансовой деятельностью отдельных субъектов хозяйствования, таким образом, становится вторичным, вспомогательным, хотя и необходимым средством управления.
10. Повседневной заботой службы управления финансовыми потоками должно стать
• отслеживание всех денежных потоков в стране.

Движение этих потоков должно постоянно демонстрироваться на электронном табло Министерства финансов, подобно табло в пульте управления полетами космонавтов или табло в системе управления электрических сетей. При этом финансовые потоки в сфере общественного производства должны учитываться параллельно в денежной и в стоимостной форме.
• оперативное выявление узких мест и дисбалансов в картине денежных потоков.

В результате этой работы должен быть сокращен до минимума «паразитный» круг денежного обращения, полностью исключены бессмысленные «холостые» денежные потоки, такие, к примеру, как налогообложение расходов бюджета (налоги на заработную плату работникам бюджетной сферы).
• выявление всех имеющиеся "черных дыр" в экономике (т.е. путей и механизмов, которые используются "теневой экономикой" с целью перекачки товарных и денежных ресурсов из сферы общественного производства)

Это должно создать условия для ликвидации криминальных структур и звеньев в народном хозяйстве.
• обеспечение эквивалентности товарно-денежных отношений в стране.

Эта цель достигается путем синхронизации динамических характеристик сферы денежного обращения с динамическими характеристиками сферы общественного производства.

Для оценки эквивалентности системы обращения служба управления денежными потоками должна использовать положения, изложенные выше, исчисляя следующие показатели:

Потери первого подразделения общественного производства в результате операций на внутреннем рынке определяются разностью между материальными затратами по народному хозяйству в целом и реализованной продукцией I подразделения. Указанная разность представляет собой доходы всевозможных посредников, паразитирующих в сфере общественного производства. Для борьбы с этим явлением следует использовать переход на прямые связи между производителями и потребителями продукции.

Потери первого подразделения общественного производства в результате операций с зарубежной валютой определяются разностью между стоимостью реализованной продукции по мировым ценам и фактической суммой реализации, поступившей на счет предприятий. Эти расчеты осуществляются на уровне микроэкономики, где с ее помощью выявляются злоупотребления с импортом и экспортом продукции. На уровне макроэкономики исчисляется сумма злоупотреблений по всем предприятиям страны с пересчетом на национальную валюту.

Потери второго подразделения общественного производства определяются разностью между фактическими доходами этого подразделения и нормативным размером реализованного наложения. Доходы второго подразделения должны быть минимизированы за счет введения указанного норматива.

Потери населения равны произведению суммы заработной платы, выплаченной по народному хозяйству в целом, на коэффициент прироста розничных цен в сфере обращения. В настоящее время органы статистики ведут наблюдение за уровнем цен на потребительском рынке. Для определения коэффициента прироста розничных цен необходимо сравнивать уровень цен на потребительском рынке с уровнем цен реализации продукции предприятиями II подразделения.

Потери государственного бюджета определяются разностью между фактическими расходами бюджета и нормативными расходами, которые должны были дать тот же эффект. К потерям государственного бюджета не следует относить сумму недополученных налогов от доходов теневой экономики. Эти суммы вошли в сумму потерь субъектов общественного производства.

Все расчеты для исчисления коэффициента повышения размера национального дохода в сфере обращения, исчисляемого по формуле 10.10, должны осуществляться в сопоставимых ценах. Более того, каждая денежная операция должна пересчитываться в сопоставимые цены с учетом покупательной способностью денег на момент совершения этой операции.

Рекомендации, приведенные в данном разделе, даны с целью показать принципиальную возможность соответствующего учета.

2.3.4. Налоговая служба.


У налоговой службы вместо фискальной функции приоритет должна получить функция регулирования экономики с использованием налоговых рычагов.

11. Совершенствование налоговой системы должно основываться на следующих принципах налоговой политики:
• устранение множественности налогов, причем единственной базой налогообложения в сфере общественного производства должна стать вновь созданная стоимость, а норма налогообложения должна быть единой для всех предприятий страны;
• лишение местных органов власти права предоставления налоговых льгот;
• исключение налоговых льгот на средства, перечисляемые на благотворительные цели (благотворительностью коммерсанты должны заниматься не до, а после расчета с государством);
• исключение налогообложения инвестиций в приоритетных отраслях народного хозяйства;
• сокращение до минимума доходов от банковской и торговой деятельности вместо повышения налогов на эту деятельность. Услуги этой сферы, оказываемые сфере производства и населению, должны оплачиваться пропорционально затратам труда ее работников;
• обеспечение нормального финансирования третьего подразделения общественного производства, сохраняя столь же благоприятные условия работы и двум другим подразделениям.

Некоторые из перечисленных принципов нуждаются в пояснениях.
Существующая в стране множественность налогов является нарушением принципа эквивалентности, т.е. маскирует какие-то формы эксплуатации человека человеком. Устранение множественности упрощает налоговую систему страны и ликвидирует такие ее недостатки, как двойное налогообложение и ряд возможных злоупотреблений, как со стороны налоговой инспекции, так и со стороны налогоплательщиков.
12. Потоки, характеризуемые как «государственные налоги», для обеспечения принципа эквивалентности должны быть пропорциональными заработной плате трудящихся или, соответственно, доходам населения (за исключением доходов, являющихся социальным обеспечением).

Убытки при плохом хозяйствовании не могут служить основанием для неуплаты налога, равно как и неуплата заработной платы. Они оплачиваются собственником средств производства за счет его дохода или за счет частичной или полной продажи его собственности. Доходы собственника, направляемые на обновление и расширение производства, не должны облагаться налогами. Нецелесообразно и наличие налогов на собственность: этот налог должен взиматься только в случае изменения собственника (отчуждении собственности).

Рента и акцизы не должны становится формой налога и изыматься в государственный бюджет. Они должны перераспределяться.

Должны быть минимизированы ставки за банковский кредит, доходы банков, торговые надбавки. Такой подход к сфере обращения устраняет ее эксплуататорскую сущность и ведет к ее слиянию со сферой общественного производства. Поэтому и налогообложение этой сферы должно быть построено на основаниях, аналогичных сфере общественного производства.

Налогообложение третьего подразделения должно осуществляться на общих основаниях с другими подразделениями. Это создаст условия для стоимостного учета результатов деятельности третьего подразделения.

2.3.5. Казначейство.

13. Осуществление технической стороны денежного обращения является функцией банковской системы.

Государственные интересы в этой системе представляют государственные банки, которые в различных постсоветских государствах имеют различные названия (например, в Казахстане - это Национальный банк Республики Казахстан). В связи с особой ролью центральных государственных банков в банковской системе их целесообразно назвать казначействами.
14. В функции казначейства должно входить:
• хранение и пополнение золотовалютного запаса страны.
• осуществление денежной эмиссии.

Целесообразно признать эквивалентной и узаконить в конституционном порядке денежную эмиссию, обеспечивающую равенство динамических характеристик денежной массы и национального дохода, учтенного в сопоставимых ценах. Превышение этого размера эмиссии является нарушением принципа эквивалентности, и его следует отнести к числу неконституционных действий казначейства.
• укрепление национальной валюты, обеспечение ее конвертируемости.
• получение доходов государственного бюджета и осуществление его расходов.
• обслуживание внешнего и внутреннего долга государства.
• контроль над работой всей банковской системы.

Абсолютно недопустимо, когда деятельность казначейства принимает криминальный характер. (В Казахстане, к примеру, деятельность Нацбанка требует вмешательства правоохранительных органов.)

Любые манипуляции с кредитными ставками и ставками рефинансирования, создающие в сочетании с изменением покупательной способности денег отрицательное значение этих ставок и, соответственно, переток государственных средств в коммерческие банки, должны расцениваться как тягчайшее государственное преступление.
• проведение кредитной политики, привлекающей инвестиции в развитие общественного производства и его инфраструктуры в тех случаях, когда это не предусмотрено государственными программами и бюджетом.

Необходимо заинтересовать владельцев денежных средств, которые уже ушли из цикла общественного воспроизводства, в том числе вывезенных за рубеж, во вложении капиталов в экономику республики. Для этой цели целесообразно предусмотреть льготное предоставление банковских кредитов. Для предотвращения обесценивания вкладов населения необходимо предусмотреть индексирование сумм вкладов с учетом изменения покупательной способности денег.
• установление нормативов платы за банковские услуги.

При выполнении этой функции необходимо устранить зависимость предприятий от грабительских кредитов коммерческих банков, сократить затратность экономики и открыть путь ее стабилизации.

2.3.6. Таможенная служба.


15. Таможенная служба должна переключиться от приоритетного выполнения фискальной функции к защите внутреннего рынка страны. Проведение экспортно-импортного контроля должно обеспечивать экономическую безопасность страны, исключить утечку за границу материальных и валютных ресурсов. Необходимо свести к минимуму зависимость отечественного производства от ввоза готовой продукции и комплектующих изделий.
16. Для решения этих проблем необходимо ввести государственную монополию на внешнеэкономическую деятельность.

В настоящее время отсутствие такой монополии создает ущерб для экономики страны, масштабы которого трудно даже оценить. «Челноки», к примеру, вывозят из страны валюту и завозят предметы ширпотреба, т.е. с одной стороны, уменьшают валютный запас страны, а с другой стороны, способствуют спаду производства в соответствующих отраслях отечественной промышленности.

Экспорт из страны продукции промышленных предприятий с оставлением выручки на счетах зарубежных банков стал одним из самых распространенных способов криминального вывоза капиталов за границу с одновременным разорением отечественной промышленности.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz