2.4. Государственная политика цен.


v     Стремление (идущее от Аристотеля к Марксу... надо еще добавить: через всю классическую политическую экономию!) стремление найти ЗАКОН образования и изменения цен...

В. И. Ленин.



2.4.1. Общие принципы.

Экономическая теория, изложенная в предшествующих частях, указывает на необходимость наличия государственного органа ценообразования с существенным изменением его функций, методов работы и структуры.

Такой орган наряду с другими экономическими органами государства должен стать рычагом государственного управления экономикой страны. Усиление роли государственного регулирования требует отказа от доведенной до абсурда политики тотальной "либерализации" цен.

Речь идет не о возврате к старой административной модели, а о создании принципиально нового органа ценообразования в системе органов государственного управления народным хозяйством.
1. Политика цен должна иметь ту же целевую направленность, как и экономическая политика государства в целом.

Таким образом, политика ценообразования должна согласовываться с государственной политикой в других составляющих денежной системы (финансах, налогах, оплате труда и др.), предусматривая решение следующих задач:
• расширенное воспроизводство товаров народного потребления;
• защиту социальных интересов населения, прежде всего малообеспеченных слоев.

2. Основной функцией органа управления ценами, отличающей его от других ОГУ, является преодоление внутрисистемных противоречий, проявляющихся в денежном обращении.
3. Внутренние противоречия общественной системы должны преодолеваться в форме, исключающей возникновение антагонизма между подсистемами общества.

Таким образом, разработка и реализация целостной политики цен требует комплексного подхода к проблемам ценообразования. Решение таких различных задач, как повышение технического уровня производства и эффективности внешнеэкономических связей, защита внутреннего рынка от экспансии импортируемой продукции других государств и стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, - должно иметь единую основу и не вызывать взаимных противоречий. Это требует использования рыночных механизмов, которые способны оказывать стимулирующее воздействие на экономические процессы.

С другой стороны, само понятие «механизм» подразумевает необходимость управления им. При отсутствии управления механизм неизбежно начинает работать "вразнос", разрушая использующую его систему.
4. Управление рыночными механизмами должно обеспечивать оптимизацию их действия, не допуская возникновения негативных явлений.

Исключение всякой возможности стихийного хода экономических процессов становится, таким образом, важнейшей функцией органа ценообразования страны. Эта функция имеет политический характер, поскольку при ее выполнении необходимо учитывать интересы самых разных подсистем общества.
5. Средством осуществления государственной политики цен служит правовое поле, создаваемое органом ценообразования.

Правовое поле должно создать равные возможности для всех субъектов товарно-денежных отношений, обеспечив тем самым соблюдение интересов общества в целом.

2.4.2. Эквивалентность в сфере производства.

В сфере общественного производства основные противоречия между подсистемами общества возникают из-за отсутствия справедливого распределения вновь созданной стоимости. Предпочтительные условия, в которых оказываются отдельные классы или группы, создают для них возможность эксплуатации других классов и групп.
6. Правовое поле, создающее равные возможности для всех субъектов общественного производства, должно включать принципы распределения вновь созданной стоимости, соответствующие теории эквивалентного обмена.

В законодательном порядке должны быть установлены следующие принципы распределения. Эти принципы в сокращенном виде можно сформулировать следующим образом:
• Поставщики сырья, материалов и услуг получают оплату своей продукции в соответствии с договорами на поставку.
• Трудящиеся предприятий получают заработную плату, размер которой исчисляется в соответствии с правовым полем, определяемым государственным органом оплаты труда.
• Государственный бюджет получает налог, исчисляемый по формуле прибавочной стоимости с единой для всей страны нормой.
• Сумма материальных затрат, заработной платы и отчислений в государственный бюджет определяет индивидуальную стоимость вновь созданную на предприятии, которая не зависит от результатов его хозяйственной деятельности.
• Предприятие осуществляет также отчисления в акцизный и рентные фонды или получает дотации из этих фондов по нормам, устанавливаемым органом государственного ценообразования.
• Доход (или убыток) собственника средств производства складывается из суммы фактической реализации продукции за вычетом сумм, подлежащих оплате по предшествующим пунктам, а также из разности между фактическим приростом стоимости средств производства и его инвестициями в развитие производства.

Убытки каждого собственника пропорциональны его доле акций. При отсутствии у какого-либо собственника денег на оплату убытков, последние погашаются за счет реализации имеющихся у него акций предприятия.

Указанный порядок будет стимулировать вложение капиталов в сферу производства, т.к. приведет в действие механизм, обостряющий конкуренцию между собственниками средств производства одинакового назначения.

Государственный орган ценообразования использует различные методы стоимостного регулирования для товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
7. Продукция производственно-технического направления, на индивидуальную стоимость которой заметное влияние оказывают рентные факторы природного происхождения, облагается рентными платежами или дотируется из рентных фондов.

Сюда войдет продукция добывающих отраслей промышленности, сельского, лесного и рыбного хозяйства, взаимозаменяемая продукция и однородная продукция, получаемая с применением различных технологий (например, электроэнергия), а также услуги транспорта и связи.

Для устранения экологического ущерба, наносимого предприятиями, эксплуатирующими худшие месторождения, необходимо создать механизм с использованием ренты от предприятий, эксплуатирующих лучшие месторождения. При этом необходимо включать в экономический расчет суммы, которые требуются не только на период освоения и эксплуатации того или иного месторождения, но и после его истощения и ликвидации предприятия. Пока это не делается, и у общества постоянно возникают проблемы, связанные с «мертвыми» шахтами и с «умирающими» городами.

Таким механизмом должны стать фонды рентного регулирования, создающиеся в чистых отраслях в форме отдельных специализированных банковских счетов за счет рентных отчислений предприятий отрасли. За счет этих фондов должна осуществляться поддержка предприятий добывающих отраслей и агропромышленного комплекса, использующих природные ресурсы худшего качества.

Важную роль должны играть межотраслевые фонды финансового регулирования, которые формируются за счет рентных отчислений отраслевых комплексов. Эти фонды позволят ликвидировать убыточность отдельных отраслей, необходимых для общества, но не выдерживающих экономической конкуренции с отраслями, производящими взаимозаменяемую продукцию (например, покрывать убытки угольной отрасли за счет прибылей нефтегазовой; или убытки почтовой связи за счет прибыли телеграфной, телефонной и других систем связи). Средства таких фондов следует использовать на компенсации роста цен на энергоносители сельскому хозяйству и транспорту, а также на сдерживание роста цен на некоторые виды продукции базовых отраслей.

Рентные отчисления предприятий не должны становиться доходом бюджета, т.е. отвлекаться от перераспределения.

Исчисление размеров рентных платежей и рентных дотаций следует возложить на органы ценообразования.
8. Цены на товары народного потребления, которые предназначаются для слоев населения с различным уровнем доходов или потребление которых желательно ограничить, регулируются с использованием фонда акцизного регулирования.

Так, товары, которые в настоящее время принято называть подакцизными, реализуются по ценам выше их стоимости. Это предметы роскоши, которые приобретаются исключительно частью населения с высокими доходами, а также алкогольные и табачные изделия. Но акцизы, вызвавшие повышение цен, превращены в доход государственного бюджета.

Целесообразно отчислять акцизы в специализированный фонд акцизного регулирования, а средства этого фонда использовать для снижения цен на товары, которые должны реализоваться по ценам ниже их стоимости.

Перечень товаров народного потребления первой необходимости, которые приобретаются населением с низкими доходами, должен устанавливаться в законодательном порядке.

Целью акцизной политики государства должно быть достижение максимальной пропорциональности в народном хозяйстве, а не увеличение дохода государственного бюджета сверх утвержденного размера отчислений от вновь созданной стоимости. Но бюджет при этом освобождается от обязанности выделять дотации на социальную помощь слабо защищенным слоям населения.

Исчисление размера акцизных платежей и цен на товары, производимые с применением акцизных дотаций, следует возложить на органы ценообразования.
9. По всей продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, включая облагаемые рентными платежами и акцизами, применяется свободное ценообразование. Исключение составляют лишь социально значимые товары, цены на которые устанавливает орган ценообразования.

Это означает, что установление цен и тарифов осуществляется производителем товаров и продукции с учетом правового поля, установленного органом ценообразования.

Перечисленные принципы должны обеспечить действие рыночных механизмов, стимулирующих научно-технический прогресс в общественном производстве, пропорциональное развитие народного хозяйства и обновление ассортимента производимых товаров.
10. Принцип свободного ценообразования должен быть дополнен антимонопольным законодательством.

Антимонопольная направленность ценовой политики необходима для преодоления тенденций к формированию значительной монопольной сверхприбыли и исключения недобросовестной конкуренции.

2.4.3. Равновесие в сфере обращения.

В сфере обращения противоречия возникают из-за отсутствия регулирования доходов торговой и финансовой буржуазии, что нарушает принцип равных возможностей для субъектов сферы общественного производства. Устранение этого недостатка возможно на основе контроля над доходами.
11. Обеспечение возможности контроля над приростом цен в сфере обращения должно стать функцией органа ценообразования.

Выполнение этой функции требует полной открытости посреднической и торговой активности в сфере обращения, исключающей маскировку доходов использованием «коммерческой тайны».
• Каждый товар в сфере обращения должен сопровождаться сертификатом предприятия-изготовителя с указанием оптово-отпускной цены его реализации изготовителем.
• Предельные размеры оптово-сбытовых накидок и торговых наценок должны быть зафиксированы правовым полем, установленным органом ценообразования.

Надо отметить, что подобная система контроля и регулирования существовала в бывшем СССР и оправдывала себя. Отказ от этой системы при переходе к политике «либерализации цен» создал фактор инфляции в стране.

Необходимо ужесточить контроль отношению к посредническим структурам, чтобы ликвидировать лишние звенья при прохождении продукции до потребителя, стимулируя переход на "прямые связи" изготовителей товаров и розничной торговли.

Снижение затратности экономики позволит увеличить доходность сферы производства при существенном увеличении доходов бюджета, т.к. будет устранен один из факторов инфляции при создании условий для активизации процесса производства.

2.4.4. Защита внутреннего рынка.

Противоречия внешней торговли не могут быть разрешены с удовлетворением интересов всех сторон. В данном случае орган ценообразования должен обеспечить защиту интересов своей страны.
12. Внешняя торговля страны должна стать государственной монополией. Это положение позволит органу ценообразования устранить зависимость цен внутреннего рынка от мировых цен.
• Цены на импортные товары должны регулироваться путем установления таможенных пошлин с тем, чтобы обеспечить преимущество товарам отечественных производителей.
• Цены на экспортируемые товары и продукцию также должны облагаться таможенными пошлинами с тем, чтобы обеспечить строгое соблюдение государственных интересов во внешней торговле и предотвратить утечку капиталов за рубеж.
• Функция определения размера таможенных пошлин при этом должна полностью перейти в компетенцию органов ценообразования.
• Таможенные пошлины должны служить источником доходов специализированного фонда, средства которого должны использоваться для поддержки отечественного производства товаров.

Использование таможенных пошлин как статьи доходов государственного бюджета должно быть исключено.


В начало части VI.

На главную.




Используются технологии uCoz