Глава 2. Демократия – средство защиты от конфликтов.


2.1. Принципы демократии.

Понятиям о власти и демократии можно дать следующие определения:

Государственная власть – это право устанавливать положения правового поля, обязательные для исполнения всеми гражданами и подсистемами общества.

Демократия - осуществление государственной власти с учетом интересов всех общностей, существующих в стране.

Принципы демократии известны, но их теоретическое обоснование оставляет желать лучшего. В данном разделе делается попытка построить эти принципы в логическую последовательность.

Для реализации государственной власти в стране необходимы законодательная и исполнительная подсистемы. Первая из них – парламент страны - создает правовое поле, а вторая - правительство, - действуя в рамках правового поля обеспечивает развитие народного хозяйства.

Демократия включает в себя следующие принципы взаимоотношений граждан и государственной власти:

• Каждый дееспособный гражданин государства имеет равное с другими гражданами право на власть.

Этот принцип демократии некоторые политики, в частности Ленин, истолковали как необходимость и обязательность непосредственного участия каждого гражданина в принятии управленческих решений.

Но непосредственное участие может осуществляться только путем референдума, т.е. методом, обладающим множеством недостатков. Во-первых, в современных государствах с многомиллионным населением организация референдума превращается в дорогостоящий и длительный процесс. Во-вторых, референдум должен быть ограничен очень простым вопросом, допускающим односложный ответ: «да» или «нет». (В Казахстане, где на референдуме была утверждена конституция страны, нарушение этого принципа превратило референдум в профанацию). В-третьих, решение вопроса большинством голосов означает не демократию, а диктатуру большинства.
Абсурдность лозунга, будто «каждая кухарка может управлять государством», была ярко продемонстрирована всей деятельностью Верховного Совета СССР. Управление такой сложной системой, как общество, не могут осуществлять люди, не имеющие специального образования и подготовки.

• Власть в государстве осуществляет орган, которому граждане страны делегируют свое право на власть.

Такой орган в обобщенном виде называется парламентом.

• Парламент является высшим органом государственной власти в стране.

Парламент, как орган, отражающий интересы всех слоев населения, должен иметь приоритет над другими органами государственной власти: президентом и правительством. В случае возникновения конфликтов между парламентом и правительством или между парламентом и президентом в отставку должны уходить правительство и президент, но не парламент.

Парламент при этом является не просто законодательным органом, а механизмом, с помощью которого общество контролирует деятельность исполнительных органов, не допуская диктатуры какого-либо одного класса или одной партии.

Парламентская деятельность требует высокого профессионализма и культуры депутатов парламента и должна опираться на высокий уровень гражданского самосознания избирателей, голоса которых привели этих депутатов в парламент.

• Каждый гражданин реализует свое право на власть путем выбора между партиями (точнее, между партийными программами).

Итак, участие каждого конкретного гражданина в управлении заключается лишь в том, что он делегирует свое право на власть путем голосования за партию, выражающую его интересы. Партии же при пропорциональной системе борются не за власть, а за поддержку своих программ соответствующей общностью.

• Гражданин, делегировавший какой-либо партии свое право на власть, не может одновременно делегировать те же права другой партии.

Этот принцип исключает необходимость организации выборов в различные органы государственной власти: эти органы будут формироваться из представителей партий пропорционально количеству избирателей, отдавших предпочтение той или иной партии, из общего числа избирателей, участвующих в выборах этого органа.

Для полного исключения конфликтов центробежного характера полномочия нижестоящих органов власти должны ограничиваться конкретизацией правового поля, установленного вышестоящим органом. В частности, региональные органы власти не имеют права нарушать положения правового поля, установленные федеральным органом власти.

Одновременное существование двух и более выборных органов неизбежно влечет за собой возникновение конфликтов между ними. Это означает, что в стране единовременно может существовать только один выборный орган: либо президент, либо парламент. Создание второй палаты в парламенте является формой нарушения демократии с целью ограничить волеизъявление народа.

• Демократичность выборного органа должна оцениваться долей граждан, чьи интересы были учтены в процессе выборов.

Все подсистемы общества (слои, классы, группы), имеющие политические интересы, должны иметь равные права на получение в парламенте мест для своих представителей, выражающих и защищающих их интересы.

Из этого следует, что представительство каждой партии может быть непропорциональным числу проголосовавших за нее избирателей. Неправомерно установление 5-процентного или любого другого барьера на представительство партий в парламенте. Подобные барьеры нарушают демократические права огромного количества граждан страны. Партии, представляющие не только себя, а интересы определенного слоя граждан страны, должны получать представительство в парламенте. Соответственно этому они и получат возможность достигать своих политических целей.

Если партия не набрала голосов, достаточных для получения одного места в парламенте, ей это место должно быть предоставлено за счет партий, получивших большое представительство.

Этот принцип определяет, что любое решение, принимаемое большинством голосов, не является достаточно демократичным. Диктатура большинства является нарушением демократии. Выборный орган должен представлять всех граждан страны, а не какой-то их доли. В частности, президентское правление представляет собой форму авторитарной диктатуры, исключающую соблюдение этого принципа, и, соответственно, не совместимо с демократией.

Исключением из этих правил должны быть экстремистские партии, ставящие перед собой антиобщественные цели и использующие террор в качестве основного средства партийной борьбы. Эти партии должны быть лишены всяких прав и не допускаться к парламентской деятельности.

Партии, получившие представительство в парламенте, обязаны выполнять свои программы.

При принятии законов и поправок к ним, затрагивающим права граждан, любая партия, даже представленная одним депутатом, должна иметь право вето.

Право вето не должно распространяться на вопросы регламента, кадровые и прочие текущие вопросы парламентской деятельности депутатов. Парламентская борьба партий должна вестись открытым путем с полным исключением тайного голосования.

Поведение депутата должно быть предсказуемым для избирателя, делегировавшего ему свое право на власть. Депутат парламента не должен иметь права на выражение личного мнения, скрываемого с помощью тайного голосования. Каждый депутат может высказывать и отстаивать свое индивидуальное мнение лишь по вопросам, не предусмотренным программой. Только при этом условии избиратели смогут контролировать соответствие деятельности поддержанных ими партий их предвыборным программам и обещаниям.

Член любой партии, оказавшийся в составе органов государственной власти и государственного управления, обязан неуклонно следовать всем установкам партийной программы (с учетом возможных межпартийных компромиссов).

Сейчас многие депутаты отстаивают необходимость тайного голосования в парламенте, как непременного атрибута демократии. Но при тайном голосовании депутат получает возможность выражать свое личное отношение к рассматриваемому парламентом вопросу. Это личное мнение может быть противоположным мнению голосовавших за него избирателей, противоречить их наказам и даже выступлениям депутата в парламенте.

Во всех остальных случаях представители партии в парламенте должны иметь право на высказывание и отстаивание своего индивидуального мнения, как бы оно не отличалось от мнения большинства.

В случае выявления расхождений в действиях парламентской партии с ее программой, общность, интересы которой партия взялась защищать, должна иметь право на отказ этой партии в доверии, отзыв ее депутатов и на возбуждение против этой партии уголовного дела.

Такие принципы участия депутатов в парламентской деятельности исключат возможность непредсказуемых действий с их стороны, что наиболее полно обеспечивает интересы их избирателей.

* * *

Любая партия, называющая себя демократической, обязана добиваться реализации перечисленных принципов демократии. Средством этого может быть внесение соответствующих поправок в конституцию страны.

Более того, даже наличие полной демократии еще не устраняет несправедливость в обществе, лишь несколько смягчая антагонизм классовых противоречий. Устранить эти противоречия способна лишь новая общественная система.

2.2. Борьба за демократию.

Если внимательно изучить «Всеобщую декларацию прав человека», то легко убедиться в ее полном согласии с социал-демократическими идеями. Странно, что люди, называвшие себя коммунистами, отрицали значение «Всеобщей декларации прав человека» и, напротив, представители капиталистического мира, борющиеся против социал-демократических идей, не замечают выражения всех этих идей в защищаемой ими Декларации.

Эта Декларация должна стать оружием борьбы социал-демократов за свои идеи. Можно доказать, что каждое проявление буржуазного угнетения трудящихся является нарушением прав человека с точки зрения Декларации.

И вообще, пока партия легальна и находится в оппозиции, политическую борьбу целесообразно развернуть в области права, не оставляя без внимания ни одно нарушение правящей верхушкой Конституции и действующих законов государства. По поводу каждого такого нарушения следует возбуждать судебное дело, направлять материалы в прокуратуру. О передаче дел в суд и о ходе их рассмотрения надо информировать население с использованием средств массовой информации.

Социал-демократы должны возглавить борьбу за превращение государства в действительно демократическое и правовое, в котором возможно использование парламентского метода достижения политических целей.

На этом пути их союзниками являются все партии парламентского типа, которые называют себя демократическими и указывают в своих программах демократические цели. Все эти партии находятся перед необходимостью бороться за демократические преобразования.

Демократизация общества требует внесения поправок к конституции, обеспечивающих создание механизмов в соответствии с принципами, изложенными в разделе 2.1. Их можно дополнить осуществлением следующих мероприятий:

• ограничение полномочий президента с последующей полной отменой института президентства;
• переход к пропорциональной системе выборов в однопалатный парламент с институтом партийных списков;
• строгое правовое регламентирование форм партийной борьбы всех парламентских партий.

Не вызывает сомнений, что борьба за демократию встретит ожесточенное сопротивление правящей верхушки, преодоление которого становится первоочередной задачей предстоящей политической борьбы. Это ставит вопрос о выборе средств для преодоления такого сопротивления.

Демократизация государственного управления на основе этих преобразований создает возможность изменения общественного строя парламентским путем, без применения насилия.

Экстремистские средства политической борьбы: террор, революция, вооруженное восстание и другие, - несут, как правило, беды всему населению страны, и должны по возможности избегаться.

Но недопустимо и соблюдение принципа непротивления злу насилием. При возникновении в стране тоталитарного режима, который будет удерживать свою власть путем насилия против большинства населения, возникнет необходимость прибегнуть к ответному насилию, как единственно возможному средству свержения антинародного режима.

В любом случае первый этап политической борьбы социал-демократической партии будет закончен, как только в стране будет создана демократическая система государственного управления, позволяющая внести в Конституцию положение о недопустимости всякой эксплуатации человека человеком.

Партия должна также располагать заранее подготовленной экономической программой с тем, чтобы, во-первых, использовать ее в целях агитации за свои цели и, во-вторых, начать ее реализацию с первых же минут прихода к власти.


В начало части V.

На главную.



Используются технологии uCoz