<

Глава 1. Партийность – отражение общественного сознания.

v     Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна.

Г. К. Лихтенберг.


1.1. Общность и ее идеология.

Человечество - это общественная система, охватывающая все население Земли.

Сложность этой системы, возрастающая по мере общественного развития, обусловила неоднородность человечества, которая проявляется по множеству признаков, в частности, таких как гражданство, национальность, вероисповедание, пол, возраст, имущественное положение, классовая принадлежность, сословие, образование, профессия, состояние здоровья, черты характера и т.д. и т.п. Каждый из этих признаков может служить основанием для деления всего человечества на общности, однородные по качественной характеристике этого признака.

Общность - совокупность людей, которые обладают каким-либо признаком, отличающим их от других людей.

В свою очередь любая общность может быть разбита на более мелкие общности по любому другому признаку.

Интересы общности - особенности понимания реальной действительности членами данной общности, принимаемые ими за истину.

Эти интересы неизбежно являются субъективными, т.к. связаны с основанием деления и противоречат интересам других общностей. В ряде случаев противоречия принимают антагонистический характер.

Каждая общность стремится реализовать свои интересы вопреки интересам других групп, что ведет к всевозможным конфликтам. По мере развития человечества его дифференциация увеличивается и, соответственно, увеличивается количество противоречий между различными общностями, возрастает вероятность возникновения конфликтов.

Для защиты своих интересов общности создают различные организационные структуры. Так, культовые учреждения обеспечивают возможность выражать свою веру последователям соответствующих религий. Профессиональные союзы создаются с целью защиты интересов работников различных профессий. Для обеспечения возможности общения между собой людей, имеющих специфические интересы, организуются клубы, общества и т. п.

Особую важность в совокупности различных интересов представляют политические интересы.

Политические интересы - интересы общностей, связанные с делением человечества по двум основаниям: гражданство и классовая принадлежность, и отражающие их взгляды на общественный строй, государственное устройство, включающее формы и средства защиты интересов, межгосударственные отношения, способ распределения общественного продукта, формы собственности на средства производства и т.п.

Кроме того, в ряде случаев на формирование политических интересов оказывают влияние факторы, связанные с вероисповеданием и национальной принадлежностью. Соответственно все остальные интересы считаются неполитическими. Наличие нескольких оснований для деления обусловливает существование большого количества общностей, имеющих различные политические интересы.

Для выражения и отстаивания своих политических интересов отдельных общностей создаются политические партию.

1.2. Политические партии и идеологическая борьба.

Политическая партия - это организация граждан, разделяющих определенную идеологию и отстаивающих свои интересы в политической борьбе.

Итак, партия - это организация единомышленников, отражающая интересы какой-то части общества и ставящая перед собой политические цели внешнего и внутреннего порядка: совершенствование или изменение общественной или государственной структуры, осуществление комплекса экономических реформ с использованием каких-то конкретных средств и т.п. По классовому признаку партии делятся на левые, защищающие интересы трудящихся, и правые, отстаивающие интересы эксплуататорских классов. Выбор средств для достижения своих целей определяет степень радикализма партий.

Идеология - система взглядов, выраженная партией и, по мнению партии, отражающая интересы той или иной общности.

Любая идеология является субъективной, так как взгляды различных граждан на общественное устройство и экономику государства субъективны. Различие идеологий определяет и отличия одной партии от другой.

В настоящем исследовании рассматриваются только политические интересы различных подсистем общества.

Каждая партия создает свою идеологию, которая, по ее мнению отражает интересы определенной группы населения. Процесс создания идеологии чрезвычайно субъективен. На сознание ее авторов оказывают влияние устоявшиеся догмы, ошибочное понимание политической обстановки, незнание политической экономии, попытки внести в политическую идеологию неполитические интересы (национальные, религиозные и т.п.) и даже личные мотивы. Все это приводит к тому, что в обществе одновременно существует множество партий, которые создают довольно сложную идеологическую путаницу. Рядовому гражданину трудно разобраться в этой путанице и выбрать ту партию, которая отражает именно его интересы.

Основой идеологии партий, созданных по классовому признаку, является отношение к распределению материальных благ, используемых отдельными людьми в своей личной жизни.

Производство материальных благ - основное условие существования и развития человеческого общества, требующее затрат труда со стороны большей части общества.

Современное производство характеризуется чрезвычайно высокой степенью разделения труда, т.е. специализацией трудящихся в осуществлении отдельных операций при производстве материальных благ.

Общественные отношения - установленное в стране право на присвоение вновь созданной стоимости, закрепленное в законодательном порядке.
Политика - совокупность методов, которые используют политические партии для достижения своих интересов.

Поскольку конфликты затрудняют нормальное существование и развитие общества, последнее стремится найти пути их разрешения. Опыт человечества указывает, что существует несколько таких путей. Самый древний из них заключается в использовании "права сильного", когда с мнением слабой стороны попросту не считаются. Современным вариантом применения "права сильного" является решение конфликта простым голосованием, когда пренебрегают интересами меньшинства. При применении насилия противоречия сохраняются, но подавляется возможность их проявления. Вторая возможность состоит в том, что все стороны конфликта признают решение третейского суда. И, наконец, наиболее современным путем считается компромисс, при котором конфликтующие стороны идут на взаимное ущемление своих интересов (каждая должна в чем-то уступить другим).

Впрочем, теоретически возможным способом является устранение противоречий, которые служат причинами конфликтов. Но этот способ никогда и нигде не применялся.

Человечество за весь период своего развития изобрело две формы, позволяющие сдерживать перерастание противоречий в конфликты. Первой из этих форм является религия, а второй – государство.

В новейший период развития человечества важнейшей формой разрешения конфликтов стала политическая борьба, которая осуществляется относительно мирно, лишь

Политическая борьба - это, прежде всего, борьба идеологий, в которой каждая партия стремится привлечь к себе максимальное количество сторонников, убеждая их в том, что именно она наиболее полно выражает и защищает их интересы.

Общественное самосознание – это способность каждого члена общества четко определить свои собственные интересы и выбрать партию, защищающую эти интересы.

1.3. Принцип соответствия партии и общности.

Значимость каждой партии определяется той долей населения, которая оказывает поддержку этой партии. На существующем политическом языке эта часть населения называется электоратом партии. Однако в современном политическом мире состав электората партии резко отличается от состава общности, интересы которой эта партия защищает. Это связано с несоблюдением принципа соответствия партии и общности, который гласит:

1. Идеология партии должна быть адекватной интересам соответствующей общности.

В соответствии с этим принципом, каждая партия, приступая к созданию своей идеологии, должна, прежде всего, точно определить общность, интересы которой она собирается выражать и защищать. Надо иметь в виду, что увеличение числа оснований, по которым определяется общность, резко снижает количественный состав общности.

Так, например, партия левого направления вправе рассчитывать на поддержку большинства населения. Но если эта партия хочет вести за собой исключительно русское население, каждый из которых должен быть атеистом, обладать высоким моральным уровнем, и полностью соглашаться с ее радикализмом, то она рискует потерять 99% своих потенциальных сторонников.

Отсюда следует, что политические партии в своей идеологии обязаны проявлять безусловное уважение ко всем взглядам, которые не имеют политического характера (научным, религиозным, национальным, культурным, спортивным и т.п.). Принадлежность к политической партии не исключает права ее члена входить в любую группу неклассового характера и разделять любую неполитическую идею этой группы.

В настоящее время буквально все политические партии, борясь за поддержку населения, маскируют свою истинную идеологию, подменяя ее красивыми привлекательными лозунгами. Поэтому прежде чем говорить об идеологии конкретной партии, необходимо сформулировать общие требования к партийной борьбе.

2. Каждый гражданин должен иметь возможность выбрать ту партию, которая наиболее полно отражает его интересы.

Сейчас такая возможность отсутствует. Электорат партий – это в своем большинстве люди, обманутые красивыми лозунгами и предвыборными обещаниями кандидатов. Те же, кто действительно ищет свою партию, убеждаются в ее отсутствии и не идут на выборы или голосуют «против всех». Вряд ли справедливо упрекать таких людей в недостатке политической активности.

Ни одна из организаций, изучающих общественное мнение, не учитывает этого принципа партийности. А между тем, на его основе можно делать заключения о полноте спектра партий и об уровне общественного самосознания населения.

• Доля граждан, проголосовавших «против всех», отражает неполноту спектра партий.

Наиболее активные из этих граждан должны изучить интересы сложившейся общности «голосующую против всех» и создать партию, защищающую эти интересы.

• Доля граждан, отказавшихся от участия в голосовании, отражает слабость общественного самосознания населения.

Ошибочно считать этих граждан «молчаливым большинством», которое будто бы поддерживает существующую в стране власть.

• Для партий, четко определивших представляемую ими общность, поддерживающая их доля этой общности может служить оценкой качества их идеологической борьбы.

Для облегчения гражданам выбора каждая партия, вступая в политическую борьбу, обязана раскрыть свою идеологию, программу и средства, которые она предполагает использовать в своей борьбе.

3.В содержание партийной идеологии должны входить: • четкая, полная и понятная формулировка идеологии, отражающая отличие партии от всех других партий;
• доказательство адекватности идеологии партии интересам соответствующей общности.

Значимость каждой партии определяется той долей населения, которая оказывает поддержку этой партии. На существующем политическом языке эта часть населения называется электоратом партии. Однако в современном политическом мире состав электората партии резко отличается от состава общности, интересы которой эта партия действительно защищает.

Так, например, партия «Союз правых сил» в России защищает интересы крупных капиталистов – олигархов. Эта общность составляет какую-то долю процента от населения страны. А партия при выборах в Государственную думу в 2000 году легко преодолела 5% барьер и создала свою парламентскую фракцию. Ясно, что это было достигнуто за счет идеологического обмана избирателей. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) выражает и защищает интересы исключительно функционеров этой партии, а основой ее идеологии является беспринципность. Но популистская фразеология позволяет ей находить поддержку у населения.

4. Каждая партия должна иметь программу, соответствующую конституции страны и принципам демократии и полностью раскрывающую лицо партии. В своей программе каждая партия обязана: • изложить свою идеологию, с тем, чтобы каждый гражданин имел возможность выбрать ту партию, которая наиболее полно отражает его интересы
• открыть свое классовое лицо, определив приоритетные направления программы при установлении сроков и распределении ресурсов;
• определить цели, которые она ставит перед собой, и средства достижения этих целей (недопустимо вместо целей указывать мероприятия типа «осуществление рыночных реформ» или «оздоровление экономики»);
• дать свой анализ экономической обстановки в стране, выявить факторы, которые детерминируют деградацию экономики, и наметить пути их нейтрализации;
• выявить все ошибки, допущенные ранее не только политическими противниками, но и предшественниками той же политической ориентации, и наметить меры по недопущению подобных ошибок и устранению последствий совершенных ранее;
• указать источник ресурсов по каждому пункту программы, т.е. при дефиците ресурсов указать направления, по которым будет осуществлено их соответствующее сокращение;
• подкрепить программу соответствующим проектом государственного бюджета.
• подкрепить программу соответствующим проектом государственного бюджета.
• указать совокупность средств, которые она намерена использовать в политической борьбе.

Программы, которые игнорируют решение хотя бы одного из перечисленных вопросов, не заслуживают серьезного рассмотрения.

Между тем до настоящего времени ни у одной из политических партий нужной программы не существует. Все реализовавшиеся и реализуемые правительственные программы также не пытались решить ни одного из указанных вопросов, и поэтому были порочны в своей основе.

Этот принцип означает также, что отдельные граждане, не имеющие программы, не являющиеся профессионалами и не имеющие команды для реализации власти, не должны претендовать на право стать депутатами парламента.

Каждый член общества, таким образом, получает возможность реализовать свое право на власть путем выбора между партиями (точнее, между партийными программами). Отсюда также следует, что кандидатами в депутаты должны становиться не случайные лица, а представители партий, имеющих ясно выраженные программы.

Многие политические партии нарушают требование о представлении избирателям своих программ, маскируя свои истинные цели привлекательными лозунгами. Этим они преднамеренно вводят в заблуждение многих избирателей, которые не отдали бы им свои голоса, если бы знали, что их интересы будут ущемляться.

В частности, Путин в период до выборов в президенты не представил избирателям своей программы. Среди граждан, осуществивших свой выбор вслепую, несомненно присутствовали лица с прямо противоположными интересами, и какие-то из них неизбежно будут обмануты.

Каждая партия обязана указать совокупность средств, которые она намерена использовать в политической борьбе.

По выбору средств для достижения своих целей партии делятся на либеральные, радикальные, экстремистские и демократические.

Либеральные партии используют в своей деятельности буржуазные понятия о демократических свободах, а, точнее, беспринципность.

Радикализм подразумевает стремление к решительным мерам. Для оппозиционных партий, выступающих от больших общностей, это означает использование силовых методов изменения существующего общественного строя, т.е. забастовок, восстаний и революций. Для партий, пришедших к власти, радикализм связан с использованием диктатуры.

Экстремизм означает ставку на насилие с применением оружия, подпольных методов борьбы, терроризма.

Термин «демократический» в современном мире характеризует не форму государственной власти, а использование каких-то атрибутов демократии. Партии, называющие себя демократическими, используют лишь суррогаты демократических принципов. Однако любое искажение принципов демократии превращает последнюю в свою противоположность - псевдодемократию.

Можно допустить, что под демократическими средствами партийной борьбы подразумевается сочетание идеологической борьбы и парламентской деятельности партий.

Идеологическая борьба должна проводиться путем критики идеологии соперничающих партий и разоблачения любых попыток обмана с их стороны.

В настоящее время идеологическая борьба подменяется сбором «компромата» на отдельных личностей. Это лишь отвлекает внимание избирателей от идеологического обмана со стороны партий и доказывает, что все они используют обман и боятся ответной критики.

Основной формой политической борьбы в условиях подлинной демократии должна быть парламентская деятельность. Партия должна использовать парламентскую трибуну для критики действий других партий и для пропаганды своих взглядов. Но, при рассмотрении законопроектов, которые затрагивают интересы ее общности, партия обязана вступать в коалиционное сотрудничество с любыми другими партиями.

Органы юстиции должны контролировать соответствие партийных программ конституции страны и принципам демократии.

Все партии должны иметь равные права по осуществлению своей деятельности, в частности, право на критику других партий. Но экстремистские партии, ставящие перед собой антиобщественные цели и использующие террор в качестве основного средства партийной борьбы, должны быть лишены всяких прав.

1.4. Парламентская деятельность партий.

5. Партии, получившие представительство в парламенте, обязаны: • выполнять свои программы;
• вести парламентскую борьбу открытым путем с полным исключением тайного голосования.

6. В случае выявления расхождений в действиях парламентской партии с ее программой, общность, интересы которой партия взялась защищать, должна иметь право на отказ этой партии в доверии, отзыв ее депутатов и на возбуждение против этой партии уголовного дела.


1.5. Участие в политической борьбе неполитических организаций.

Действия неполитических организаций в ряде случаев требуют политической оценки. Если эти действия нарушают политические интересы общности, представляемой партией, то эта партия обязана признать их неправомерными и дать им соответствующий отпор.

Так, например, основой отношения коммунистической партии к религии является признание принципа свободы совести. Идеи коммунизма не противоречат тем или иным философским и религиозным убеждениям. Отнюдь не обязательно, чтобы каждый коммунист был убежденным материалистом и атеистом.

Вместе с тем коммунисты обязаны выступать против вмешательства религии в вопросы политического характера, против признания незыблемости общественных отношений и общественного устройства, против принципа "непротивления злу насилием".

Отношение к национальному вопросу должно основываться на признании прав каждой нации на сохранение своего языка, своей культуры и национальной самобытности.

Вместе с тем политизация национального вопроса, осуществляемая под лозунгом так называемого права наций на самоопределение, является главным поводом возникновения вооруженных конфликтов в современном мире, появления "горячих точек" на карте планеты. Как правило, этот повод используют недобросовестные политики, маскируя им свои истинные интересы, лежащие в сфере экономики.

Для устранения этой угрозы целесообразно закрепить в международном праве приоритет территориальной целостности существующих государств по сравнению с правом наций на самоопределение. В то же время важнейшей нормой государственного права должно стать уважение прав национальных меньшинств и отсутствие всяких привилегий для "коренной нации".

Профессиональные союзы в соответствии с самим названием этих организаций должны защищать профессиональные интересы соответствующих групп трудящихся. Их основной заботой должна быть справедливая оплата труда, охрана труда и социальных условий трудящихся.

Совместная деятельность всех профсоюзов государства должна привести к возникновению определенного равновесия между затратами труда различных профессиональных групп и его оплатой, к достаточно устойчивой системе коэффициентов, характеризующих редукцию разнохарактерного труда. С этой точки зрения можно считать оправданным лозунг: "Профсоюзы - школа коммунизма".

К сожалению, профсоюзы не справляются с этой функцией. Напротив, профсоюзы эпохи псевдокоммунизма вместо обеспечения справедливой оплаты труда способствовали "уравниловке", вместо борьбы за улучшение условий труда создавали инструкции о том, как приспособиться к имеющимся условиям, вместо защиты здоровья трудящихся направляли свои средства на создание "спецобеспечения" (санатории, больницы, дачи, жилье и пайки) для номенклатуры.

Профсоюзы "переходного периода" своими разрозненными выступлениями в защиту то шахтеров, то врачей, то учителей, то авиадиспетчеров, лишь расшатали сложившуюся систему коэффициентов оплаты труда и вызвали падение жизненного уровня всего трудящегося населения.

В настоящее время профсоюзы берутся за решение вопросов политического характера, выступая в роли одной из сторон на переговорах с правительством и "работодателями" (точнее буржуазией). Они при этом полностью упускают из вида, что на этих переговорах речь идет о норме прибавочного продукта, т.е. о распределении национального дохода между трудящимися и буржуазией. Это вопрос классовой борьбы и должен решаться в политической борьбе между левыми и правыми партиями. Профсоюзы же имеют другие функции и при решении несвойственного для них вопроса вопреки своей воле предают интересы трудящихся, которые взялись защищать.

Левые партии, поддерживая профессиональные союзы в их прямой деятельности, должны исключить их вмешательство в политическую борьбу.

Приходится отметить, что существующие политические партии в качестве средства своей политической борьбы используют дезинформацию населения, с тем, чтобы получить поддержку слоев, интересы которых они нарушают. Это препятствует развитию общественного самосознания.

Политический прогресс – процесс совершенствования структуры общества, характеризующийся увеличением доли общества, интересы которой учитывает политика, и степени учета этих интересов.

Политический прогресс основывается на развитии общественного самосознания и сопровождается непрерывным повышением сложности общественной структуры.

Принципы партийности очень тесно взаимосвязаны с принципами демократии и поэтому их изложение будет продолжено в следующей главе.


В начало части V.

На главную.



Используются технологии uCoz