1.1.2. Стряпня Минэкономики. Наш народ привык верить родным органам государственного управления. Поругивает их за бюрократизм, за приверженность каким-то своим кастовым чиновничьим интересам, но продолжает верить в их высокий профессионализм и компетентность. Есть, правда, представители оппозиции, которые обвиняют управленцев в коррумпированности и даже в прямом вредительстве по заданию западных спецслужб. Я не берусь отстаивать честность абсолютно всех чиновников, но попытаюсь доказать, что разведкам других государств нет надобности вербовать кого-либо из них.
Давайте заглянем в святая святых нашей экономики – на кухню экономических реформ. В советские времена планированием развития нашей экономики занимался Госплан, функции которого сводились к угадыванию темпов развития отраслей и фиксированию этих догадок в форме пятилетних и годовых планов. Госплан занимался еще и распределением материальных ресурсов, т.е. в какой-то мере подменял Госснаб.
После распада СССР в России было создано Министерство экономического развития (далее Минэкономики), которое, как и все его предшественники, начиная с Госплана СССР, строит экономическую политику страны на ошибочных теоретических посылках, без учета основных причин, вызывающих деградацию народного хозяйства. Новое ведомство освобождено от функций распределения материальных ресурсов. Казалось бы, что это создает для него возможность заняться, наконец, вопросами выбора оптимального пути экономического развития, разработкой единого государственного плана экономического преобразования республики, стратегией структурной перестройки народного хозяйства. Ничто не мешает ему выполнять такие функции, как обеспечение внедрения достижений научно-технического прогресса в отраслях материального производства, повышение производительности труда до мирового уровня и достижение всех целей многочисленных государственных программ.
Для обеспечения реальности выполнения этих задач требуется огромная предварительная работа, включающая глубокий ретроспективный анализ экономики республики, долгосрочный прогноз развития народного хозяйства, генерирование идей, выбор основных экономических параметров, которые будут определять оптимальный вариант развития, разработку экономической стратегии с последующей координацией работы всех экономических органов государственного управления, которые должны будут детализировать и конкретизировать выбранный вариант развития, превращая его в единый слаженный механизм.
В функции Минэкономики должна входить разработка экономической политики страны, включая ценовую, финансовую, налоговую, кредитную, заработной платы, внешнеэкономическую, инвестиционную. Составление программы в рамках одного ведомства без преждевременного подключения остальных обеспечит единство программы. В дальнейшем это Министерство должно осуществлять также функции координатора при осуществлении единой программы и проведении экономической политики.
Но... все это лишь наше идеализированное представление о работе Минэкономики. Фактически же его огромный аппарат занят крайне непроизводительным трудом и не выполняет тех основных функций, которые могли бы сделать полезным его существование.
Это Министерство разрабатывает программы, которые затем становятся государственными. Меры по ускорению развития экономики страны оно должно разрабатывать на основе прогнозов этого развития. Но выполнять свои функции Министерство не умеет. Оно лишь пытается делать прогнозы, однако эти попытки неудовлетворительны, так как оно попросту не владеет методиками долгосрочного и среднесрочного прогнозирования. Все сводится к краткосрочному прогнозированию, точнее к примитивным попыткам угадать дальнейший ход экономического развития “на основе достигнутого”.
Не находя нужного рычага управления, который мог бы изменить ход экономического развития страны, Министерство хватается за множество других рычагов, которые только дестабилизируют экономику. Вместо того чтобы определить экономическую политику и на ее основе составить экономическую программу, оно периодически проводит “сбор предложений” в научных учреждениях, министерствах и ведомствах.
Полная непригодность этого метода определяется тем, что в нем полностью исключена стадия проектирования и конструирования экономического механизма, а делается попытка ограничиться стадиями детализации и сборки, т.е. из отдельных предложений, в основном ошибочных, несогласованных, разномасштабных, "свести" программу экономического развития страны. Если кто-либо попытается собрать трактор из бракованных колес детского велосипеда, перископа от подводной лодки с линзами для микроскопа и отдельных радиоактивных частей атомного реактора, его сочтут сумасшедшим, а произведение не попадет даже на выставку абстрактного искусства. В экономике же таким путем получают государственную программу, которая на несколько лет становится законом развития общества.
Любопытно, что в других постсоветских государствах, в частности в Казахстане, используется в основном другая, еще более упрощенная технология. Ее суть заключается в использовании в качестве основы программы, разработанной в России по описанной выше порочной технологии, с добавлением к ней республиканского колорита (в описанном выше тракторе вместо кабины устанавливается юрта). Эта технология не повышает качество механизма, но зато позволяет достигать огромной производительности труда при разработке вариантов программы (при получении критических замечаний за 2 - 3 дня можно изготовить "улучшенный" экземпляр).
Вместе со старыми программами отбрасываются и многие полезные идеи, содержавшиеся в них, а в новые программы неизбежно попадают ошибки, которые в дальнейшем приведут к забраковке всей программы. В целом это означает, что Министерство экономического развития и торговли в своей работе использует метод “проб и ошибок”, но без должной осторожности, требуемой этим методом.
В целом существующая кухня реформ отличается тем, что никто из ее работников не выполняет собственные функции, а пытается выполнять чужие. В результате каждый работает неквалифицированно, и продукт работы получается недоброкачественным. Вряд ли можно, вернув на эту кухню плохо приготовленное блюдо, получить удовлетворительную замену.
Именно поэтому я считаю, что никакое ЦРУ не станет нанимать наших поваров, чтобы те подсыпали в блюда стрихнин и мышьяк. Работники нашей кухни совместными усилиями дружно и за счет собственного государства отравят нас своей стряпней. Сказанное означает, что наши управленцы относятся к категории людей, которые намного "опаснее врага". Впрочем, их знания и опыт имеют огромную ценность и могли бы быть использованы обществом. Но для этого необходимо предварительно переобучить их для работы в резко изменившихся условиях. Без такого переобучения их деятельность приносит только вред.
Вместо прогнозов и планов экономического развития делаются лишь попытки предсказаний «на основе достигнутого». Не находя нужного рычага управления, который мог бы изменить ход экономического развития страны, Минэкономики хватается за множество других рычагов, что только дестабилизирует экономику. Вместо того чтобы определить экономическую политику и на ее основе составить экономическую программу, Минэкономики монтирует государственные программы на основе разнохарактерных, не согласующихся между собой предложений. В своей работе Минэкономики использует метод «проб и ошибок», но без должной осторожности, требуемой этим методом.
В начало части II.
На главную.