Глава 5. Отклонения цен от стоимости.

5.1. Критерии качества товаров и пропорциональности общественного производства.

Основной целью общественного производства является обеспечение “предложения”, т.е. создание потребительных стоимостей, в количестве, соответствующим “спросу”, т.е. общественным потребностям. Экономическая наука, со своей стороны, должна выработать теоретическую базу для решения этой задачи.

Основой такой теоретической базы могло бы стать высказанное К. Марксом положение, хорошо известное экономистам: "Пусть, например, хлопчатобумажных тканей произведено непропорционально много, хотя во всем этом продукте, в этих тканях лишь необходимое для этого при данных условиях рабочее время. Но вообще-то на эту отрасль затрачено слишком много общественного труда, то есть часть продукта бесполезна. Поэтому весь продукт удастся подать лишь так, как если бы он был произведен в необходимой пропорции".

В переводе на математический язык данное положение выглядит так:

Мi,с * wi = Мi,ф * цi
где:
Мi,с – количество товара, соответствующее спросу;
Мi,ф – фактически произведенное количество товара;
wi – стоимость товара;
цi – цена товара.

Полученное выражение можно преобразовать в пропорцию:

Мi,ф / Мi,с = wi / цi

Здесь левая часть построена по формуле, отражающей уровень спроса на товар, а правая часть дает возможность исчислить этот уровень.

Уровень спроса - Ус,i - уровневая характеристика товара, определяемая отношением стоимости единицы этого товара к цене единицы этого товара.

Ус,i = wi / цi

Уровень спроса на товар является той самой экономической характеристикой качества товара, о которой рассуждали советские экономисты в своих дискуссиях. Этот показатель оценивает не товароведческую сторону качества, а указывает место каждого товара в структуре спроса населения, отражает влияние факторов конъюнктуры рынка на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Этот показатель создает возможность улучшения работы соответствующего предприятия за счет изменения ассортимента выпускаемой продукции.

Уровень спроса является по существу критерием общественной потребности в этом товаре. На уровне отрасли и в масштабе народного хозяйства он превращается в критерий пропорциональности производства, т.е. в показатель, в котором чрезвычайно нуждается народное хозяйство страны.

Для любой группы предприятий критерий пропорциональности определяется по формуле:

УП,гр = Σ (Уc,i * Wi) / ΣWi
где: УП,гр - уровень пропорциональности системы; Уc,i – уровень спроса на отдельный товар, производимый системой; Wi - стоимость товара, производимого отдельным объектом системы.

К сожалению, формула, которая могла бы служить для оценки спроса на тот или иной товар, остается без применения экономической практикой, т.к. стоимость товара не исчисляляется.

5.2. Акцизы.

Величина отклонения по конъюнктурным факторам на отдельном предприятии, равно как и в масштабе чистой отрасли определяется разностью между ценой товара и его стоимостью:

δц,i = цi - wi

Отклонения цен от стоимости товаров, т.е. отклонения, зависящие от конъюнктуры рынка, целесообразно назвать акцизами. До настоящего времени этим термином называют лишь отчисления в государственный бюджет при реализации отдельных товаров, которые составляют существенную часть доходов бюджета. Товары, облагающиеся акцизами, носят название "подакцизных".

Акцизы являются лишь одной стороной активной политики государства в сфере ценообразования. Акцизами облагаются товары, потребление которых не является первой необходимостью, а, напротив, наносит ущерб здоровью населения: алкогольные напитки и табачные изделия. Кроме того, обложению подлежат также бензин и предметы роскоши, т.е. товары, покупаемые только состоятельной частью населения.

Но у той же политики есть и вторая сторона, заключающаяся в том, что государство обязано оказывать помощь своим менее состоятельным гражданам, удешевляя те товары, которые являются для них предметом первой необходимости: коммунальные услуги, хлеб, детские товары и товары для малоимущих граждан. На эти цели и должны направляться все средства, получаемые в форме государственных акцизов. Все, до последней копейки. В противном случае государство становится виновником роста цен на товары первой необходимости и ответственным за снижение жизненного уровня населения.

Используя акцизы как средство повышения доходов бюджета, государство нарушает принцип эквивалентности обмена, увеличивает сверх узаконенного уровня размер налогообложения производства.

Отклонения цен от стоимости товаров, связанные не с государственной политикой в области цен, а с конъюнктурой рынка, создают рыночный механизм, способствующий пропорциональному развитию экономики. Поэтому государство должно заботиться о нормальном функционировании этого механизма, а не блокировать его какими-либо дополнительными налогами. Получателем негосударственных акцизов, таким образом, должен быть субъект, принимающий решение о развитии того или иного производства. Таким субъектом является инвестор, т.е. собственник средств производства. Негосударственные акцизы должны стать еще одним источником дохода собственника.


В начало части IV.

На главную.



Используются технологии uCoz