Глава 3.
Теория эволюции человечества.


3.1. Рождение человечества.

Биологическая стадия эволюции. Жизнь на Земле существует 1,5 - 2 млрд. лет. Одной из особенностей существования живых организмов стало их деление на виды, каждый из которых представляет собой биологическую систему. Биологические виды, при резких морфофизиологических отличиях друг от друга, сохраняют ряд общих для всех свойств. Это позволяет дать биологическому виду следующее определение .

Биологический вид – это система, состоящая из множества однородных живых организмов (элементов системы) и обладающая (в целом) следующими свойствами:
• ничтожно малым сроком существования каждого отдельного элемента по сравнению с продолжительностью существования системы;
• способностью к расширенному воспроизводству;
• способностью к обмену с окружающей средой;
• способностью к самосовершенствованию;
• способностью к самосохранению;
• наличием общесистемной памяти, которая обеспечивает сохранение всех перечисленных свойств.

Человечество, как биологический вид, обладает всеми перечисленными свойствами. Поэтому эволюцию человечества, как общественной системы, необходимо рассматривать как изменение свойств биологической системы и, прежде всего, наиболее важного из этих свойств - общесистемной памяти.

Общесистемная память биологической системы существует в трех формах: долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной.

Долгосрочная память. Основной формой общесистемной памяти, присущей всем биологическим системам, является генетическая память, которая сохраняется в каждой клетке каждого элемента системы.

Генетическая память определяет не только морфологические признаки особей, но и особенности их поведения: приспособленность к среде обитания, пути миграции, используемую пищу, правила размножения и способы выживания. В физиологии реакция организма на стандартные ситуации, обусловленная его генетической памятью, называется безусловным рефлексом. Для вида в целом генетическая память служит механизмом выживания, хотя безусловные рефлексы обрекают на гибель отдельных особей.

Механизм генетической памяти биологические системы выработали в результате миллиарда лет эволюции. Этот механизм обеспечивает сохранение вида, но тормозит его эволюцию. Каждая особь получает эту память в готовом виде, не меняет ее в течение всего срока своего существования и в том же виде передает своему потомству. Изменения в генетической памяти (мутации), имеют, как правило, негативный характер и ведут к гибели своих носителей. Лишь очень редкие мутации дают положительный результат и сохраняются потомством. Такие мутации обеспечивают эволюцию биологической системы, т.е. ее самосовершенствование, а также приводят к появлению новых биологических видов.

У примитивных организмов существует только долгосрочная генетическая память, а у более развитых имеются также краткосрочная и среднесрочная формы памяти, обусловленные высшей нервной деятельностью. Наличие разных видов памяти повышает способность биологической системы к выживанию при незначительных изменениях условий существования.

Среднесрочная память. В тех случаях, когда изменения условий существования приобретают постоянный характер, но еще не закреплены генетической памятью, сообщество использует среднесрочную память. Эта память является детализацией генетической памяти и используется для обучения молодых особей. Правила такого обучения заложены на генетическом уровне памяти и сводятся к повторению молодым животным действий взрослого. Объем обучения сводится к необходимому минимуму. Среднесрочная память действует в течение жизни особи.

Краткосрочная память. Краткосрочная память, выражающаяся в вырабатывании условных рефлексов, позволяет отдельным особям приспосабливаться к случайным, но повторяющимся в течение некоторого времени ситуациям. Эту память использует человек при дрессировке животных.

Из трех форм памяти, определяющих поведение каждой особи одного вида, самой приоритетной, т.е. требующей безусловного исполнения, является генетическая память. Эта память исключает возможность возникновения внутренних конфликтов, угрожающих безопасности системы. Важнейшей особенностью генетической памяти является исключение необходимости нерационального усложнения системы узлами контроля исполнения.

Особенности общественных систем.Один из биологических видов в процессе своей эволюции приобрел новые свойства, которые превратили его в общественную систему - человечество.

Общественная система - биологическая система, отличающаяся следующими дополнительными свойствами:
• элементами системы являются люди;
• появлением разума, т.е. способности каждого отдельного элемента системы действовать не рефлексивно, а принимать решения на основе рассуждений;
• появлением четвертой формы памяти – знаковой, - сохраняющейся вне элементов системы;
• повышением сложности системы по мере ее развития;
• ускорением развития по мере повышения сложности системы;
• появлением скачков в развитии, т.е. резких ускорений развития;
• появлением внутрисистемных противоречий, угрожающих безопасности системы в целом.

Итак, в отличие от биологических систем, общественные системы эволюционируют не равномерно, а с ускорением. При этом равноускоренное развитие иногда сменяется резкими скачками, которые можно связать с крупнейшими экономическими открытиями. Скачки при этом происходят не мгновенно, а могут длиться тысячелетиями или столетиями. В результате скачков происходят смены экономических формаций. За все время своего существования человечество сделало четыре крупнейших экономических открытия, что обусловило последовательное существование четырех экономических формаций.

Повышение сложности происходит как за счет объединения нескольких общественных систем в одну систему более высокого иерархического уровня, так и за счет выделения в существующей системе каких-либо новых подсистем. По мере развития некоторые элементы системы могут отмирать, но общая сложность общественной структуры постоянно возрастает.

Ускорение развития потребовало увеличения объемов среднесрочной и краткосрочной памяти при существенном сокращении влияния генетической памяти на поведение отдельных индивидуумов. У общесистемных правил поведения, устанавливаемых на основе среднесрочной и краткосрочной памяти, отсутствует механизм безусловного исполнения. Это обусловило появление еще одной особенности общественной системы: возникновение внутрисистемных противоречий, угрожающих безопасности системы в целом.

Общественная система оказалась вынужденной создавать подсистемы контроля исполнения и механизмы принуждения к исполнению общесистемных правил поведения. Это вызвало необходимость излишнего усложнения системы. Кроме того, у новых подсистем при выполнении их функций в свою очередь возникают противоречия с общесистемными целями. Внутрисистемные противоречия в общественных системах по мере их развития нарастают количественно и качественно.

3.2. Первобытнообщинный строй.

Первое экономическое открытие.История человечества связана с развитием разума. Но не убедительно связывание смен экономических формаций с изобретениями технического характера, такими как каменный топор, рычаг, паровая машина, электроэнергетика, атомная энергетика и т.п. Пожалуй, основную роль в истории человечества сыграли крупнейшие открытия в сфере экономики.

Труд, как показал Энгельс, оказал огромное влияние на процесс превращения обезьяны в человека. Но использование труда не было открытием. Сам труд, его разделение, общение с помощью знаковых систем, формы организации общественной жизни, даже использование домашних животных, - все это присуще даже насекомым. В животном мире можно найти примеры использования простейших орудий труда и даже некоторой обработки этих орудий. Поэтому неандертальцы, живущие родами и совместно добывающие пищу, - это еще не люди, даже если они уже научились делать каменные орудия.

В период становления человечество почти не отличались от биологических систем. Первобытная община имела простейшую структуру, т.е. была однородной, а интересы каждого ее отдельного члена полностью совпадали с общесистемными интересами. Это совпадение, закрепленное на генетическом уровне, обеспечивало выживание общины, но крайне замедляло ее развитие.

Первый поступок, который совершенно не присущ животным, но специфичен для человека, совершил тот, кто догадался, что сделанный им каменный топор можно обменять на мясо и шкуру, добытую кем-то другим. Да, каменный топор был очень важным изобретением, но превращение обезьяны в человека состоялось в момент открытия простого товарного обмена, одновременно с превращением продукта труда в товар.

Кстати, такой вывод решает старый спор о профессии первого человека. Конечно же, это был не охотник, не земледелец и не изготовитель орудий из камня. Это, разумеется, был великий экономист, достойный присвоения эпитета sapiens. Простой товарный обмен по схеме: Т1 → Т2, - является первым величайшим открытием человечества и знаменует появление на земле homo sapiens и первобытнообщинного строя.

При простом товарном обмене его участники находятся в равных условиях:

1 участник .......... Т1 → Т2
2 участник .......... Т2 → Т1

Говорить об эквивалентности при простом товарном обмене нельзя, поскольку здесь отсутствует шкала для сравнения ценностей обмениваемых товаров. В эпоху географических открытий мореплаватели пользовались отсутствием такой шкалы у туземцев, обменивая стеклянные бусы на золото.

Первобытнообщинный строй - первая формация в развитии человечества, характеризовавшаяся крайне низким уровнем развития производительных сил, распределением материальных благ внутри общины по принципу первобытного коммунизма и использованием простого товарного обмена в межобщинных связях.

Появление простого товарного обмена ознаменовало повышение сложности общественной системы за счет объединения нескольких племен в общественную систему, связанную обменом товаров.

У людей, оказавшихся в разных подсистемах, сохранились специфические групповые интересы, отличавшиеся от общесистемных интересов. Но возникновение общесистемных интересов потребовало закрепления их в среднесрочной памяти, т.е. путем обучения. Обучение осуществлялось путем обрядов, преданий, заветов. При сохранении прежнего объема генетической памяти в системе стал возрастать объем среднесрочной памяти.

Однако различия специфических интересов составляющих подсистем вызвали появление внутрисистемных противоречий. Эти противоречия то приглушались, то перерастали в конфликты. Правила поведения в данном случае определялись уже не только генетической памятью, а корректировались деятельностью головного мозга, т.е. среднесрочной и краткосрочной памятью.

Рост сложности общественных систем.Простой товарный обмен ознаменовал зарождение человеческого общества, характеризующегося разделением труда между его членами. Но эта степень разделения труда была еще крайне низкой и не вела к делению общества на классы. Производительные силы общества определялись участием всех членов общества в процессе производства материальных благ. Это было необходимо для обеспечения всеобщего выживания.

Внутри первобытной общины начался процесс разделения труда, который знаменовал повышение сложности системы. Одни члены общины занимались охотой, в то время как другие специализировались на изготовлении простейших орудий. Выделилась дружина, которая защищала племя от внешних врагов или сама совершала набеги на другие племена. Появился вождь племени, который осуществлял управление всеми видами деятельности. Впрочем, несмотря на повышение сложности системы внутренних конфликтов между подсистемами не возникало, поскольку все члены общины осуществляли свою деятельность в строгом соответствии с общесистемными интересами. В целом, развитие в этом направлении протекало настолько медленно, что соответствующие правила поведения успевали закрепиться на генетическом уровне.

Появление языков и национальное разобщение.Рост объема среднесрочной памяти потребовал значительного увеличения продолжительности обучения каждого индивидуума и, соответственно, периода его взросления. Первоначально обучение осуществлялось матерью, которая, таким образом, стала хранительницей среднесрочной памяти и, очевидно, создательницей языка, как средства хранения и передачи информации, содержащейся в памяти. Роль матери в первобытной общине оказалась настолько важной, что обусловила появление матриархата. За строгим соблюдением обычаев первобытной общины следили все члены.

В дальнейшем, по мере разрастания общины, в ее среде выделился шаман, специфической функцией которого стал контроль над соблюдением традиций. Выполняя эту функцию, шаманы создавали легенды о божественном происхождении обычаев и придумывали обряды, способствующие утверждению их авторитета.

Первобытная община стремилась защитить свои интересы в борьбе с другими общинами – «чужаками». Этому способствовали национальные признаки: внешний облик и характер, позволявшие четко отличать «своих» от «чужих» и сохранявшиеся на уровне генетической памяти. Кроме того, в соответствии с правилами, закрепленными в генетической памяти, в среднесрочную память закладывались национальные правила поведения: язык, обычаи, традиции, мораль.

В настоящее время все эти правила поведения бережно сохраняются каждой нацией и являются ее вкладом в мировую культуру. С другой стороны, именно стремление к их сохранению служит основой национализма. Нация стремится изолироваться, чтобы избежать влияния другой нации, другой культуры. В данном случае генетическая основа среднесрочной памяти обеспечивала безусловную обязательность для каждого индивидуума системы.

С другой стороны, именно стремление к их сохранению служит основой стремления нации к самоизоляции, чтобы избежать влияния другой нации, другой культуры. Генетический характер, т.е. подсознательный уровень этого стремления, обусловливает его безусловную обязательность для каждого индивидуума системы. В настоящее время это стремление приобрело форму национализма. Особенно резко проявляется оно у народов, которым удалось избежать смешения с другими нациями. В государствах, где смешение наций уже произошло, генетическая основа национализма частично разрушена.

В местах компактного проживания отдельных народов она сохраняется и представляет собой угрозу для их соседей. Лозунг о праве наций на самоопределение усиливает эту угрозу.

3.3. Рабовладельческий строй.

Второе экономическое открытие.Значение первого величайшего открытия подчеркивается фактом, что следующее равнозначное ему открытие было сделано лишь через сотни тысячелетий. В течение этих тысячелетий в сфере материального производства было сделано много изобретений, которые значительно увеличили общественное разделение труда и, соответственно, производительные силы общества. Производительные силы общества достигли такого уровня, что количество материальных благ, создаваемое при участии в производстве всех членов общества, стало несколько больше, чем требовалось для воспроизводства этих производительных сил. Простой товарный обмен стал тормозом дальнейшего развития общественного производства.

Всеобщий товарный эквивалент - деньги, - явился вторым величайшим открытием человечества и ознаменовал возникновение рабовладельческой формации. Открытие денег создало возможность их накопления, т.е. появление богатства, что, в свою очередь, обусловило разделение общества на классы и породило эксплуатацию человека человеком.

В обществе выделилась часть, которая перестала заниматься производительным трудом, а стала паразитировать, присваивая себе часть материальных благ, создаваемой остальными членами общества. В политической экономии этот вид общественных отношений получил название эксплуатации человека человеком. В отличие от грабежей, которые осуществлялись в процессе войн и набегов и сопровождались уничтожением производительных сил, эксплуатация оставляет эксплуатируемому средства для поддержания его жизни и создает условия для продолжения им процесса производства материальных благ.

Основными при рабовладельческой формации были класс рабов и класс рабовладельцев. Общественные отношения между этими двумя классами основывались на насилии и заключались в принуждении рабов к труду с предоставлением им условий животного существования. Обмен между этими классами отсутствовал, а весь товар, производимый рабами, присваивался рабовладельцами. Наряду с основными при этой формации существовали еще два класса: ремесленники и купцы.

Схема экономического обмена между ними описывается двумя формулами:

для ремесленников .......... Т1 → Д → Т2
для купцов .......... Д → Тi → Д',
где Д' > Д.

Особенностью второй формулы является возможность оценить результаты своей деятельности, т.е. появление шкалы. В первой формуле такая возможность отсутствует.

Обе формулы существовали как две стороны одной медали, а их совокупность определяла механизм эксплуатации ремесленников купцами. Ремесленники вынуждены были продавать свою продукцию купцам, а затем у них же покупать нужные им товары. Эквивалентного обмена быть не могло: ремесленники проигрывали как при продаже своего товара, так и при покупке чужого, купцы же, напротив, наживались на каждой сделке. Ясно, разумеется, что купцы торговали и с рабовладельцами и наживались при этой торговле, т.е. косвенным образом эксплуатировали рабский труд.

Рост сложности общественных систем.

Рабовладельческая формация – второй этап развития общественных отношений, характеризовавшийся изобретением металлических денег с использованием товарно-денежного обмена, разделением человечества на классы, появлением эксплуатации человека человеком и государства, закрепляющего установившиеся общественные отношения.

На территории Европы в средние века распространение получил феодализм, который являлся модификацией той же формации. Ее особенностью было то, что крестьяне, которые представляли эксплуатируемый класс, были наделены собственностью - клочками земли, которая обеспечивала им условия существования. Но большую часть времени они принуждались к неоплачиваемому труду в пользу феодала.

Классы тоже не были однородными. В частности, класс ремесленников делился на цехи, в классе крестьян тоже возникло разделение труда. Для каждой из возникавших подсистем требовалось запоминание множества приемов деятельности, возникали и специфические интересы, отличавшиеся от общесистемных. Это требовало отказа от ряда правил поведения, сохранявшихся ранее в генетической памяти человека.
Началось разрушение генетической памяти, которое оказывало двоякое действие. С одной стороны, устранение запретов на новые формы поведения ускорило развитие общественной системы в целом. С другой стороны, возникла опасность самоуничтожения системы из-за внутренних противоречий между ее подсистемами.

Рост сложности общественной системы повышал количество информации, которую система должна была сохранять. Устная память сохраняла свое значение, но уже не справлялась с общесистемными задачами. Человечеству потребовалась память, срок сохранения которой превышал бы срок жизни отдельного человека. При решении этой задачи была изобретена письменность.

В этот период началось расслоение трудящихся в сфере общественного производства, а именно, в ремесленничестве. В этом классе выделились мастера, которые эксплуатировали труд своих учеников. Но система ученичества требовала, чтобы ученик превращался в мастера, хотя бы через много лет. Это не позволяло мастеру иметь много учеников. Такой запрет тормозил развитие общественного производства, т.к. препятствовал дальнейшему разделению процесса производства отдельного товара на ряд простейших операций.

Появление религий и религиозной розниПовышение сложности общественной системы путем объединения различных народов требовало преодоления их национальной разобщенности. Более крупной системе требовалась замена различных правил поведения, сохранявшихся у отдельных народов, едиными правилами. Особой формой закрепления сложившихся отношений между людьми как незыблемых правил поведения стала религия.

Религия – форма закрепления сложившихся отношений между людьми, основанная на установлении незыблемых правил поведения, обязательных для каждого члена общности.

Религии возникли в процессе объединения общин в результате присущего общественной системе стремления к самосохранению, на основе синтеза родственных легенд, обычаев, традиций и принципов морали. Это общесистемное свойство реализовалось в попытках отдельных выдающихся личностей исключить возникновение конфликтов путем закрепления установившихся отношений между людьми независимо от их справедливости.

Зачатки религии возникли еще в первобытной общине, где за строгим соблюдением обычаев следили все члены. По мере разрастания общины в ее среде выделился шаман, специфической функцией которого стал контроль над соблюдением традиций.
Выполняя эту функцию, шаманы использовали легенды о божественном происхождении обычаев и придумывали обряды, способствующие утверждению их авторитета. В период своего появления религии сыграли положительную роль, способствуя развитию отдельных цивилизаций, на которые было разобщено человечество. Каждая из этих цивилизаций создала свою религию.

Таким образом, мораль и религии возникли на основе попыток человечества исключить возникновение конфликтов путем закрепления установившихся отношений между людьми независимо от их справедливости.

В дальнейшем, наличие разных религий стало препятствием на пути создания связей между цивилизациями. Религиозные противоречия привело к множеству конфликтов и даже войн.

Сохранение традиций вынуждало религии препятствовать развитию общества, становиться на пути развития знаний, научно-технического прогресса.

Сейчас религиозная рознь стала фактором угрозы существованию человечества. Развитие общества требует совершенствования правил поведения, а религиозная мораль изначально создавалась как догма, не подлежащая изменению.

Попытки совершенствования религиозных догм привели к дроблению религий на секты, т.е. к возврату разобщения.

Правила, устанавливаемые религией, уже не становились безусловными рефлексами, хотя и соблюдались без внешнего насилия, в какой-то мере заменяя генетическую память. По мере разрушения генетически закрепленных правил поведения в обществе все больше и больше стало возникать случаев нарушения новых общесистемных правил. Существенным свойством общественной системы стала преступность. Среди членов общества стали появляться индивидуумы, сомневающиеся в установленном порядке, и даже отступники, отказывающиеся подчиняться этому порядку. Общественной системе потребовался механизм, обеспечивающий выполнение сложившегося порядка.

Возникновение государств. Вторым механизмом закрепления сложившихся отношений между людьми стало государство, т.е. подсистема, обеспечивающая соблюдение правил поведения, сложившихся в системе к моменту ее появления. По существу государство взяло на себя утраченную функцию генетической памяти по обеспечению выживания системы.

Государство – общественная подсистема, основной функцией которой в период возникновения было сохранение сложившихся отношений между людьми, совместно проживающих на определенной географической территории, и использовавшая насилие для выполнения этой функции.

Государство использовало насилие, поскольку других средств выполнения его функций не существовало, а безусловные рефлексы поведения людей не успевали закрепиться в генетической памяти. Однако государства рабовладельческой формации не обеспечивали в достаточной мере выполнение своих функций. Внутренние классовые конфликты ослабляли их, и они рушились под напором внешних завоевателей. Но в целом общественная система человечества, освобожденная от части запретов генетической памяти, ускорила темпы своего развития.

Необходимо отметить, что в зародыше государство возникло еще в первобытнообщинном строе. Издревле каждая община, использующая для своего существования определенную территорию, была вынуждена непрерывно заботиться о защите себя и своей территории от набегов кочевников или от внешних завоевателей. Эта необходимость первоначально привела к созданию вооруженных дружин, возглавлявшихся единоначальником, который у славянских племен назывался князем. Позднее такой князь, опираясь на свою дружину, взял на себя функции по внутреннему управлению в своей общине, постепенно создавая из нее государство. Классовое общество возникло позднее, уже внутри возникшего государства. Государство лишь использовало имеющийся у него аппарат насилия для закрепления классовых отношений, т.е. поддерживало господство эксплуататорского класса соответствующей формации.

Итак, механизм государства создан человечеством для создания условий сосуществования на одной территории общностей, имеющих различные интересы. Выполняя эту функцию, государство фиксирует результат столкновения интересов общностей и обеспечивает его закрепление. В отношениях с другими государствами оно выполняет функцию защиты своей территории и интересов своих граждан. По мере развития общественной системы и ее усложнения, происходит расширение функций государства и усложнение его структуры.

В целом анализ общественных отношений рабовладельческой формации показывает:
• необходимым условием эксплуатации человека человеком является наличие опоры на государственное право соответствующей формации;
• эксплуатация возможна как при отсутствии отношений обмена между эксплуататором и эксплуатируемым, так и при наличии в собственности эксплуатируемого средств производства.

Последнее утверждение подтверждается как фактом эксплуатации крестьян феодалами, так и фактом эксплуатации ремесленников и рабов купцами.

3.4. Капитализм.

Третье экономическое открытие.Промежуток между вторым и третьим открытиями длился тысячелетия.

Новым открытием стала возможность покупки рабочей силы, что позволило одному эксплуататору, которым стал капиталист, использовать труд множества эксплуатируемых, т.е. наемных рабочих. Для того чтобы превратиться в капиталиста мастеру потребовалось отказаться от принципа «бесплатного содержания» своих учеников и превратить их в наемных рабочих с оплатой труда. Эксплуатация труда усилилась, а возможность подняться на более высокую ступень общественной лестницы для эксплуатируемого исчезла.

Появилась возможность сосредоточения на одном производстве множества неквалифицированных рабочих.

Капитализм – третий этап развития производственных отношений, основой которого стало превращение рабочей силы в особый род товара, т.е. третье величайшее открытие человечества.

Схема обмена между классами капиталистов и рабочих состоит из двух формул:


Для капиталистов .......... Д → РС + Т1 → Т2 → Д'
Для рабочих .......... РС → Д → Тi

Здесь только первая формула создает для своего пользователя шкалу оценки своей деятельности. Вторая формула такой шкалы не предоставляет.

Эксплуататорская сущность этой схемы убедительно, но недостаточно полно раскрыта Марксом в «Капитале»: капиталист наживается, а рабочий остается обманутым.

Усиление угроз существованию.Итак, открытие новой формы обмена, снявшее еще одно «табу», привело к ускорению экономического развития человеческого общества. Продолжилось разрушение правил поведения, закрепленных в генетической памяти. Здесь сохранились лишь формы поведения, которые стали называть национальными чертами характера. Но при этом стали разрушаться нормы поведения, установленные моралью и религией. Падение моральных устоев стало неизбежным следствием внедрения капиталистических отношений. Вместе с тем в обществе все больше и больше стало возникать случаев нарушения новых общесистемных правил. Существенным свойством общественной системы стала преступность. Кроме этого внутри системы стали возникать конфликты между различными подсистемами.

Общественная система попыталась восполнить эту потерю страхом перед законом. Неизбежным следствием внедрения капиталистических отношений стали следующие угрозы существованию общественных систем:
• падение моральных устоев общества и рост преступности, возникшие в результате продолжающегося разрушения правил поведения, заложенных в генетической памяти, и религиозных норм, закреплявшихся в среднесрочной памяти;
• обострение классовой борьбы, вызванное сосредоточением на производственных предприятиях значительных масс эксплуатируемых рабочих;
• появление интеллигенции в результате дальнейшего расслоения общества, что привело к появлению из этой среды руководителей рабочего движения;
• обострение межгосударственных отношений, связанное с закончившимся разделом мира и стремлением к его переделу со стороны государств, которые считали себя обделенными.

Попытки использовать привычный способ разрешения противоречий, т.е. насилие, привели к двум мировым войнам, завершившимся существенными поражениями капиталистической формации.



3.5. Империализм.

Четвертое экономическое открытие.Развитие капитализма сопровождалось не только научно-техническимпрогрессом, но и экономическим открытием: металлические деньги были постепенно вытеснены бумажными деньгами. Это обусловило следующий шаг в развитии общественной системы, связанный с использованием бестоварного денежного обращения по схеме:

Д → Д'

Эта схема появилась одновременно с появлением денег и проявлялась в форме ростовщичества. Однако на первых порах существования схемы ростовщичество осуждалoсь обществом, а в некоторых странах даже запрещалoсь.

С появлением банковского капитала при использовании различных форм кредита эта схема была как бы заново открыта и приобрела необычайно большое значение. Ее использование из презираемого обществом занятия превратилось в престижное. Денежный капитал превратился в финансовый капитал. Миром стала править финансовая олигархия. Капиталистическое общество без революций и реформ перешло к империализму, более высокой ступени той же формации.

Замена товара-эквивалента (металлических денег) бумажными деньгами - это четвертое величайшее открытие человечества, которое привело к появлению валют, ставших орудием межгосударственной эксплуатации, и к переходу капитализма в стадию империализма.

Империалистическая эксплуатация.Особенностью империализма стало появление международной эксплуатации наряду с капиталистической. Так называемые «развитые государства» с помощью схем товарно-денежного и бестоварного денежного обращения начали жестокую эксплуатацию слаборазвитых и развивающихся государств.

Межгосударственная эксплуатация в современном мире стала наиболее значимой формой эксплуатации, превосходя по важности даже классовую эксплуатацию. В современном мире отпала необходимость порабощать другие страны путем их завоевания. Основой эксплуатации стало возникновение мировой экономики и разделение труда между странами при неравномерном научно-техническом развитии этих стран. Небольшое количество так называемых развитых стран обеспечили себе возможность получать гарантированное преимущество в международной торговле. За счет эксплуатации слабо развитых государств они наращивают свой научно-технический отрыв от последних. Та же эксплуатация тормозит развитие отстающих стран, закрепляет их отставание.

Возрастает эксплуатация развитыми странами так называемых стран третьего мира, следствием которой является прогрессирующая нищета ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, к которым теперь добавились и постсоциалистические государства.

Глобализация общественной системы.На стадии империализма началось имущественное расслоение общества уже не в рамках отдельного государства, а в масштабах мировой системы.

Империализм – четвертый этап развития общественных отношений, когда все множество общественных систем разных государств образовало единую глобальную общественную систему.

Империалистический период развития общества характеризуется появлением миграционных потоков населения, которые произвели буквальное смешение народов. В результате стали стираться последние блоки генетической памяти, обусловливающие поведение людей. Генетическая память стала использоваться преступным миром, который начал организовываться в кланы по национальному признаку.

Существенное ускорение развития общественной системы и научно-технический прогресс обусловили огромный рост информации, что потребовало создания новых форм памяти. Эта проблема была решена путем изобретения виртуальной памяти и объединения ее в глобальную систему.

Появление новых видов вооружения глобального характера, обострение противоречий между подсистемами общества, перерастание этих противоречий в вооруженные конфликты, которые дважды приняли глобальный характер, усилили угрозы выживанию общественной системы. Система оказалась вынужденной создавать подсистемы, обеспечивающие ее выживание.

Для нейтрализации глобальных угроз потребовалось создание общесистемных, т.е. международных органов. Возникли такие подсистемы, как ООН, международный суд. Было создано мировое право. Но все эти подсистемы обладают массой недостатков, которые исключены у биологических систем. Их используют в своих интересах небольшое количество стран, ущемляя при этом интересы большинства населения планеты. Выживание системы в целом обеспечивается опять-таки путем насилия и угрозы применения насилия. Функции мирового жандарма взяли на себя США.

Но насилие по своей сути не способно обеспечить выживание системы. Оно лишь загоняет под спуд существующие противоречия, давление которых при этом лишь возрастает. Появляются все новые и новые способы противодействия насилию. Одним из таких способов стала такая форма преступности, как международный терроризм.

Развитие общественной системы и появление новых ее форм отнюдь не исключают сохранения пережитков старого. Продолжают применяться все крупнейшие экономические открытия человечества, вплоть до простого товарного обмена (сегодня это бартер). Используются все известные формы памяти, все формы эксплуатации человека человеком, вплоть до рабства (например, в Чечне). Сохраняются и все угрозы существованию системы, имевшие место во всех предшествовавших формациях.

Развитие общества, связанное с повышением его сложности и появлением все новых и новых подсистем, порождает и новые противоречия между этими подсистемами, новые дестабилизирующие факторы.

Основным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться эксплуатация человека человеком, которая принимает множество форм, зачастую замаскированных. Однако, это тема отдельной статьи.

3.6. Социализм.

Пятое экономическое открытие.Лучшие умы человечества издавна мечтали о создании справедливого общественного строя – социализма.

Социализм – общественный строй, в котором сводится к минимуму применение насилия при разрешении внутрисистемных противоречий, а возникающие противоречия устраняются путем их справедливого разрешения на научной основе.

Так, например, классовые противоречия при социализме предполагается ликвидировать путем внедрения принципа: «Каждому по его труду!». Это означает, что общество должно иметь возможность измерить трудовой вклад каждого гражданина в создании общественного продукта и оценить его соответствующим денежным вознаграждением. Таким образом, при социализме должна действовать общая для всех формула обменных отношений:

Дi = к * Тi ,

где:
Тi – трудовой вклад отдельного гражданина страны;
Дi – денежное вознаграждение, получаемое этим гражданином;
к – единый для всех коэффициент пересчета.

Указанная формула подразумевает возможность редукции (приведения к некоему среднему уровню) любого труда, как физического, так и умственного, во всех сферах деятельности людей. Ее универсальный характер исключает возможность эксплуатации человека человеком, т.е. причину классовых противоречий.

При отсутствии такой формулы заведомо обречены на неудачу любые попытки построить социалистическое общество. Поскольку современная экономическая наука не создала необходимой для построения социализма системы учета, известные попытки построения социализма в отдельно взятых странах не были подготовлены теоретически и являлись авантюрами. Отсюда следует, что провал этих попыток дискредитирует не идею социализма, а авантюризм политиков.

Надо отметить, что теория трудовой стоимости, основы которой заложены А. Смитом, указывает на возможность создания такой, единой для всех, шкалы. Но эта возможность пока остается лишь потенциальной.

Эволюция не закончилась...Анализ эволюции человечества, представленный в этой главе, построен на принципах антисинергетики. Здесь исследование пришлось ограничить исключительно анализом изменений качественных характеристик объекта исследований. Наблюдений за количественными характеристиками в процессе эволюции не проводилось, и восстановить их невозможно. Тем не менее и здесь процесс эволюции определяется совокупностью детерминирующих факторов и поэтому предсказуем.

Авантюрная попытка построения социализма в СССР и других странах социалистического лагеря потерпела поражение. Авантюризм здесь заключался в том, что общество не имело теории, позволяющей реализовать принцип "каждому по труду". А без реализации этого принципа "развитой социализм" оказался лишь фикцией.

Сейчас обществу предлагается экономическая теория, позволяющая реализовать основной принцип социализма. Эволюция человечества будет продолжена и оно непременно взойдет на более высокую ступень своего развития.

Синергетика же, которая видит только случайные факторы, не желая замечать детерминирующих, ложна именно тем, что стоит на позициях агностицизма, отрицая возможность предсказуемости хода событий. Случайные факторы типа "эффекта бабочки" могут на какое-то время затормозить процесс, вызвав его отклонения от детерминированного пути развития. Но с течением времени случайные факторы обязательно преодолеваются и процесс неизбежно возвращается на детерминированный путь развития. Так и "буря, изменение погоды в огромном регионе" отнюдь не означает конца света. Это всего лишь периодическое изменение погоды, прогнозируя которое синоптики обходятся без учета "эффекта бабочки".

Предлагаемая экономическая теория излагается в части IV настоящего сайта. Эта теория целиком и полностью построена на основе антисинергетики.

В начало части III.

На главную.



Используются технологии uCoz