Глава 1.
Философские основы изучения эволюции сложных систем.


1.1. Диалектический подход.

Диалектика (от греческого dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

Уже само определение диалектики свидетельствует о ее применимости к анализу эволюции сложных систем.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику от лженауки синергетики. Абсолютизация любой черты, стороны, закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению. Диалектика оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, которая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне изменениям в социальном мире, а также в науке и технике.

Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Агностицизм в науке должен быть категорически отвергнут. Теория обязана исходить из принципа познаваемости любого явления, ставшего объектом ее изучения.

Детерминизм (от латинского determinare—определять) – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Результатом развития теории эволюции сложных систем должно стать последовательное вытеснение стохастического подхода, порожденного недостаточностью знаний о действующих на систему факторах, детерминированным. По мере развития теории область применения стохастического подхода должна отступать на периферию науки.

Результатом использования теории эволюции общественных систем органами государственного управления должен стать детерминированный ход развития страны.

1.2. Системный подход.

Предметом исследования является сложная система.

Система (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Это указывает на необходимость использования системного подхода. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Исследование осложняется тем, что оно не ограничивается рамками статики, а направлено на анализ эволюции системы.

Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях.

В настоящей работе понятие эволюция используется как синоним понятия “развитие”, включающего в себя как количественные, так и качественные изменения. Изучение эволюции сложной системы предполагает возможность наблюдения за количественными и качественными изменениями отдельных элементов, входящих в систему, и, соответственно, возможность измерения изучаемых показателей.

1.3.Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Изменение состояния сложной системы происходит под воздействием множества факторов, причем факторы могут оказывать самое разное воздействие. Тем не менее при анализе эволюции системы необходимо учитывать результат влияния всей совокупности факторов. Такую возможность создает только метод восхождения от абстрактного к конкретному. Максимальный уровень абстракции достигается в том случае, когда предмет изучения абстрагируется от влияния всех существующих факторов за исключением одного. Такое абстрагирование создается путем создания системы допущений.

Первый этап развития науки, когда идет лишь наблюдение за ее предметом описание явлений и накопление фактов, является восхождением от конкретного к абстрактному.

Второй этап восхождения от конкретного к абстрактному начинается с выбора ее исходных категорий, т.е. минимального количества простейших понятий, отражающих наиболее общие свойства изучаемого предмета и создания определений этих понятий. Минимизация количества категорий обеспечивает логическую стройность создаваемой теории.

На втором этапе наука приходит к общим научным положениям, абстракциям, выражающимся в формулировках гипотез, допущений и аксиом.

Количество функций, выполняемых наукой, постоянно увеличивается. К функциям, выполнявшимся на первом этапе, добавляется создание понятийного и математического аппарата, обеспечивающих познание элементов и свойств объекта и их количественную оценку; установление математических зависимостей; поиск причинно-следственных связей; создание гипотез, объясняющих поведение объекта и позволяющих прогнозировать это поведение.

Известный метод восхождения от абстрактного к конкретному в настоящем исследовании усовершенствован за счет использования такого инструмента, как допущения. В современной науке не уделяется достаточного внимания допущениям, а между тем их значение огромно.

Допущение - суждение, ограничивающее область применения тех или иных теоретических рассуждений.

Допущения позволяют рассматривать лишь какую-то одну сторону предмета или явления и достичь точности изучения этой стороны, абстрагируясь от необходимости всестороннего рассмотрения этого предмета. Но для обеспечения полноты теории все вопросы, рассмотренные с использованием допущений, должны быть дополнительно рассмотрены при снятии допущений. Последовательное снятие допущений все полнее и подробнее освещает этот предмет. Таким образом, данный инструмент позволяет сложную задачу заменить последовательным решением ряда более простых задач.

Но в процессе развития теории система допущений не может оставаться постоянной. На каждом шаге восхождения в систему допущений вносятся изменения: одни допущения снимаются, но при этом вводятся какие-то новые допущения. Процесс введения новых допущений столь же непрерывен, как и процесс снятия допущений. Предмет изучения конкретизируется все больше и больше, но абсолютное знание оказывается недостижимым.

1.4. Аксиоматический метод.

В качестве способа дедуктивного построения теории эволюции сложных систем наиболее подходящим является аксиоматический метод, который также подвергся существенному совершенствованию:
• основой теории служит гипотеза, т.е. научная идея, характеризующаяся высочайшим уровнем абстракции, от которого уже возможно начинать восхождение к конкретному;
• конкретизация гипотезы осуществляется путем создания системы допущений, понятийного аппарата, математического аппарата и системы аксиом;
• понятийный аппарат представляет собой совокупность определений понятий, принимаемых априорно и используемых в теории наравне с аксиомами;
• система аксиом состоит из конечного числа принимаемых без доказательства положений, устанавливающих взаимосвязи между используемыми понятиями;
• математический аппарат строится путем введения символов для обозначения понятий, размерностей, в которых оцениваются количественные характеристики этих понятий, и формул, служащих для математического выражения аксиом и выводимых в теории положений;
• в результате такой конкретизации гипотеза развивается до степени теории;
• значимость любой теории определяется истинностью гипотезы, положенной в ее основание.

Аксиоматизация осуществляется обычно после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более точного ее представления, в частности строгого выведения всех следствий из принятых посылок.

Особое внимание при использовании аксиоматического метода следует обращать на обеспечение полноты, независимости и непротиворечивости системы аксиом.

Как правило, аксиомы представляют собой чисто теоретические допущения, абстракции, создаваемые с целью упростить связи между изучаемыми явлениями и факторами, влияющими на эти явления. Открытые теории допускают введение новых аксиом с целью решения каких-либо новых групп задач, возникающих в практике. Каждый шаг на пути восхождения от абстрактного к конкретному также требует увеличения количества используемых аксиом. Это согласуется с теоремой "о неполноте арифметики", доказанной Гёделем.

Основным условием обеспечения непротиворечивости теории является требование, чтобы каждая вновь вводимая аксиома не противоречила ранее введенным и не приводила к появлению противоречий в системе.

Понятийный аппарат теории – ее фундамент – должен отвечать требованиям формальной логики. Неточности определений в процессе построения теории вырастают до гигантских просчетов, которые ведут к непрочности всего здания науки.

Математический аппарат теории позволяет выводить производные зависимости.

Положение – вторичное суждение, которое по законам логики и математики выводится из ранее установленных определений и аксиом.

В общественных науках не следует называть выводимые суждения теоремами или законами. Это связано с тем, что большинство вторичных суждений представляет теоретические выводы о характере реальной действительности. Они объективны и должны учитываться практикой, прежде всего практикой управления. Но они отличаются от законов природы, действующих с необходимостью, не зависящей от воли людей. Положения характеризуют нормальную эволюцию общественной системы. Они, как правило, нарушаются при непрофессиональном управлении. Подобные нарушения вызывают в стране негативные явления.

Использование термина "положение" исключает также путаницу теоретических суждений с правовыми актами, устанавливаемыми государством.


В начало части III.

На главную.



Используются технологии uCoz