1.3.4. Ловушка для простаков.

О программе РДП "Яблоко" ,принятой Х съездом РДП "ЯБЛОКО" 22 декабря 2001 г.


Кукиш в кармане.

Программы-то нет! Назначение программы политической партии заключается в том, чтобы предоставить обществу полную информацию о себе. В программе, таким образом, должна быть определена общность, интересы которой партия намерена защищать, и сформулированы эти интересы. Должны быть выявлены противники с противоположными интересами, и начата идеологическая борьба с ними. В программе должны быть указаны цели партии, сроки, в течение которых она рассчитывает достичь этих целей, и средства, которые она намерена при этом использовать. В самом общем смысле программа политической партии является обязательством, за выполнение которого партия берет на себя ответственность.

В рассматриваемом документе нет ничего, что позволяло бы считать его программой. Он лишь маскирует отсутствие программы. Для усиления маскировки авторы использовали ряд заслуживающих внимания приемов.

Партия никаких обязательств на себя не берет. Для того чтобы не возложить на себя какую-нибудь ответственность, авторы программы старательно избегают использования глаголов в будущем времени. Используются глаголы исключительно в прошедшем и настоящем времени: "Яблоко" всегда занимало и занимает позицию, "Яблоко" считает, предлагает, понимает, разъясняет, поддерживает, стремится, проводит политику, расценивает и т.д. и т.п. Этот простой прием исключает в будущем вероятность обвинения партии в том, что она не выполнила какие-то свои обязательства.

Пусть "дядя"выполняет предложения партии. Авторы программы успешно используют и другую глагольную форму. Значительная часть текста программы состоит из предложений, начинающихся с глаголов совершенного вида в неопределенной форме: ввести, установить, обязать, ограничить и т.п. Это придает указанным предложениям повелительный характер. Обычно подобный стиль используется в правительственных постановлениях, указах президента и т.п. Но там каждый пункт адресуется конкретному исполнителю, который и должен нести за него ответственность, и указываются сроки исполнения. Именно это и определяет конкретность документа. А в "предельно конкретной программе Яблока" все повеления остались безадресными и бессрочными.

Ясно, что с "дяди" за невыполнение мероприятий, указанных в программе, не спросишь. Отсюда следует, что никто и никогда выполнять их не будет.

Подмена конкретности чрезмерной детализацией. Сделав программу неконкретной, ее авторы в преамбуле утверждают обратное: "Программа РДП "ЯБЛОКО" носит предельно конкретный характер. В ней нет места для общих рассуждений и пустых обещаний, мы говорим не только что сделать, но и как сделать".

Основу программы составляют популистские лозунги, желательность реализации которых неоспорима. Однако детализация лозунгов, выдаваемая авторами за конкретизацию, оказалась чрезмерной. Объем программы раздут до полутораста страниц за счет включения в него такого множества мероприятий, которое исключило возможность их обоснования. Обоснования были названы "общими рассуждениями", которым "нет места в программе". Это позволило включить в программу сомнительные мероприятия, огромное количество которых крайне затрудняет оценку качества каждого. Раздел "Независимая и влиятельная судебная система" чрезмерной детализацией напоминает статьи УПК, что абсурдно в программе политической партии:

-"судебное решение о задержании гражданина должно приниматься жестко в установленные Конституцией сроки (48 часов), протокол о задержании должен составляться немедленно";

-"лица, в отношении которых производятся следственные действия, должны безусловно пользоваться правом знакомиться с материалами уголовного дела, пользоваться собственными записями, документами в ходе допроса и судебного разбирательства";

-"Обязать руководство учреждений СИЗО освобождать обвиняемых по истечении срока при отсутствии уведомления суда о продлении срока содержания под стражей. В случае поступления такого уведомления, его копия должна немедленно вручаться подозреваемому и обвиняемому".

В раздел "Разделение властей" включено следующее мероприятие: "Изменить порядок формирования Совета Федерации, обеспечив прямые выборы двух депутатов от каждого региона, для чего надо изменить федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации". Когда достигнута "предельная конкретность" (двух депутатах, а не одного или трех), о смысле самого мероприятия можно не беспокоиться!

Недобросовестная реклама. Преамбулу программы завершает следующая фраза: "По сути, осуществление мероприятий, предложенных в экономическом и других разделах нашей программы служит предпосылкой для осуществления социальных реформ в интересах большинства, повышения уровня жизни простых граждан нашей страны".

Такая реклама, как и сама рекламируемая программа, нужны исключительно для того, чтобы привлечь доверчивых граждан обширностью интересов партии и красивой эрудицией ее лидера. Эта ловушка, замаскированная привлекательной демагогией, создана для тех, кому внушает отвращение откровенность СПС.
Но, на самом деле, мероприятия, которые никто не намерен осуществлять, не могут стать "предпосылкой повышения уровня жизни простых граждан".

Невежество авторов программы.

Незнание принципов работы исполнительных органов. В разделе "Эффективность государственного аппарата" за огромным количеством мелких мероприятий, вроде "ввести принципиально новую систему оплаты и стимулирования труда чиновников, основанную на 15-летнем контракте и соответствующем вознаграждении и гарантиях в случае безупречной работы" или "Заменить все льготы (бесплатный проезд на транспорте, льготы по ведомственному жилью, автомобилям, лечению) государственным служащим соответствующими денежными выплатами", скрывается отсутствие понимания причин неэффективности существующего государственного аппарата. Политики, внося предложение, обязаны знать, КАК его следует выполнять. А чиновник этого знать не обязан. Он обязан работать только по инструкции. Поэтому политики, принимая законодательные решения, должны дополнять их инструкциями по выполнению для чиновников. Пока мероприятия составляются невежественными политиками и сопровождаются недоброкачественными инструкциями, работа государственного аппарата останется неэффективной.

Сколько процентов в чем-либо целом? По тексту программы рассредоточены такие предложения:
• необходимо значительное увеличение бюджетного финансирования образования;
• повысить долю расходов на здравоохранение в валовом продукте;
• необходимо увеличение доли расходов федерального бюджета на науку до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2-4% от расходной части бюджетов субъектов);
• необходимо повышение оплаты труда работников культуры;
• значительно увеличить расходы на пенсионное обеспечение - с 5% до 10-12% ВВП.

Все это очень привлекательно, но ведь бюджет или ВВП невозможно увеличить свыше 100%. Существующие 100% как-то распределены. Значит для увеличения чьей-либо доли необходимо уменьшить долю кого-то другого.

Но "Яблоко" не желает никого обидеть и готово увеличивать долю всех и каждого вопреки правилам арифметики.

Рецепт повышения рождаемости. Во вступлении к части 4 "Активная социальная политика": сделана загадочная заявка на открытие: "Главное положение предлагаемой "ЯБЛОКОМ" социальной стратегии заключается в том, что с помощью инструментов социальной политики можно решать экономические задачи, и наоборот ".

Суть этого "главного положения социальной стратегии" раскрывается лишь в четвертом разделе той же части: "Рост доходов может дать импульс росту платежеспособного спроса, будет стимулировать расширение внутреннего рынка, улучшит структуру потребления, будет способствовать увеличению рождаемости".

Трудно даже предположить подобное невежество теоретиков "Яблока", обладающих высокими учеными степенями в области экономических наук. Они не способны понять, что при существующем в России уровне общественного производства повышение доходов населения вызовет лишь соответствующий скачок инфляции, но вряд ли сможет способствовать увеличению рождаемости.

Весь дальнейший текст части 4 основывается на указанном открытии яблочных теоретиков. Вряд ли стоит цитировать все благоглупости, которые они при этом нагородили.

Провал яблочных теоретиков. В преамбуле части 3. "Экономический прорыв" имеется еще один блок рассуждений теоретиков "Яблока". В этом блоке особого внимания заслуживает ниточка, ведущая к раскрытию первопричины всех бед нашего общества. Началом ниточки является следующая посылка: "Наиболее эффективной моделью в российских условиях мы считаем социальную рыночную экономику, под которой понимаем такую систему, когда государство активно участвует в создании и поддержании функционирования базовых условий системы свободного рынка, не вмешиваясь непосредственно в действие рыночных сил".

Здесь можно безоговорочно согласиться с необходимостью взаимодействия государственного регулирования экономики и неких рыночных сил.

В качестве одной из важнейших функций государства в этом взаимодействии авторы называют "устранение провалов рынка". Наряду с другими причинами они указывают, что "рынок "проваливается" при недостаточной, неполной или искаженной информации". На этом, к сожалению, авторы программы прервали свои рассуждения, оборвав тонкую путеводную нить.

Поскольку затронутый вопрос является ключевым для экономики России, рассуждения яблочников необходимо продолжить с того места, на котором они остановились.

Беда нашей экономики в том, что недостаточность, неполнота и искажение информации – это не какие-то отдельные, изредка встречающиеся факты, а хроническое явление, превратившее проваливание рынка в непрерывный процесс. Первопричина явления связана с тем, что экономическая наука не дала государственной статистике методов оценки самых важных экономических показателей. Органы государственного управления не умеют исчислять объемы производства и затраты труда в процессе производства. Соответственно, они не располагают более или менее точной информацией о производительности труда, эффективности производства, качестве продукции. Отдельные предприниматели могут пренебречь этим недостатком. Им достаточно того, что они могут считать свои доходы и расходы. Но государственное управление экономикой не может быть действенным без более подробной информации.

Экономисты "Яблока" должны бы знать, что чиновники всех экономических органов государственного управления работают вслепую, не зная существующего состояния объектов управления и не представляя, как изменится это состояние в результате реализации тех или иных управленческих решений. Именно поэтому они вынуждены постоянно констатировать: "Хотели – как лучше, а получилось – как всегда".

Теоретики "Яблока" не способны решить эту проблему. Поэтому они предпочли не замечать ее решения, она является главным и пока еще непреодолимым препятствием на пути реализации всех их предложений.

Никакого экономического прорыва не произойдет до тех пор, пока страна не преодолеет невежество своих ученых-экономистов, политиков и чиновников.

Чье ты, "Яблоко"?

Своя рубашка ближе. В разделе "Разделение властей" предлагается: "Необходимо также внести изменения в регламент Государственной Думы, защищающие права думского меньшинства при формировании комитетов, назначении их председателей и заместителей".

Здесь проявлена трогательная забота о себе, находящемся в меньшинстве. При этом авторы напрочь забыли об интересах своих избирателей. Ведь кроме вопросов регламента в Думе обсуждается множество вопросов, касающихся этих избирателей. Думская диктатура большинства позволяет полностью пренебрегать интересами граждан, составляющих значительную часть населения страны. Но тут "Яблоко" в упор не видит нарушения демократии.

Кому нужна эта партия? Политическое лицо партии, которая пытается его спрятать, раскрывается при ответе на вопрос: "Кому выгодна ее деятельность?". Для РДП "Яблоко", кроме того, индикатором служит удивительное сходство программы партии с программой партии СПС, которая почти не скрывает своей приверженности олигархам. Так же, как и СПС, "Яблоко" начинает свою программу (второй абзац преамбулы) заверениями о своей полезности:

"…ряд установок программы "Реформы для большинства" удалось воплотить в жизнь действиями нашей партии в Государственной Думе и других органах власти, а также в результате принятия Правительством и Президентом некоторых наших предложений. Это касается частичного снижения налогов, принятия Бюджетного кодекса, законов о соглашениях о разделе продукции, заметных сдвигов в области федеративной и судебной реформы в 2000-2001 гг."

Реформы, осуществленные в интересах олигархов, т.е. ничтожной доли населения страны, здесь замаскированы названием "Реформы для большинства".
Так же, как и СПС, "Яблоко" скрывает свои цели и не дает никому каких-либо обещаний.

В части 1. "Строительство правового государства, состоящего на службе у граждан" "Яблоко" предлагает те же меры, которые содержит программа СПС. В частности, это касается таких лозунгов, как "обеспечение верховенства закона" и "обеспечение взаимной ответственности государства и личности".

Так же, как и СПС, "Яблоко" в своей программе тщательно избегает упоминать о существовании олигархов, предпочитая шифровать этот термин. Но шифр здесь несколько иной. Легко догадаться, что под термином "рыночные силы" подразумеваются именно олигархи. О них говорят фразы: "Только высокообразованные, активные граждане могут стать участниками рыночного процесса в XXI веке" и "Главная движущая сила развития системы социальной рыночной экономики - свободное предпринимательство. Потенциал России не будет полностью реализован без раскрепощения экономической инициативы граждан". Интересы олигархов перечисляются в программе как предпосылками свободного предпринимательства: "разумные налоги, отсутствие чиновничьего произвола и коррупции; частная собственность, конкуренция и рыночное ценообразование".

Восторженный гимн свободному предпринимательству, пропетый авторами программы в преамбуле к части 3, лучше всяких заверений указывает, кто является истинным хозяином "Яблока". Уж его-то интересы партия будет защищать, как свои личные.

Вывод избирателя.

В целом, полтораста страниц проекта программы лишь маскируют стремление партии скрыть от общества истину о себе. Это наводит на подозрения о неприглядности этой истины.

Программа "Яблока" наряду с справедливой критикой ситуации в обществе и правильными лозунгами содержит множество ошибок, свидетельствующих о невежестве составителей. Нет смысла останавливаться на разборе всех этих ошибок. Ясно, что поднять экономику горе-профессионалы из "Яблока" не способны. А без решения этого ключевого вопроса не могут решаться и остальные проблемы нашего общества.

Поэтому, используя термины из заключения к программе, приходится сделать вывод, что государственного разума у партии "Яблоко" нет, а политическую волю они направляют исключительно на защиту своих собственных интересов и интересов своих хозяев. Положительного результата (с точки зрения большинства населения) эта партия никогда не добьется. Следовательно, ее необходимо лишить всякой поддержки, не говоря уж о серьезной народной поддержке.

В начало части II.

На главную.


Используются технологии uCoz