1.2. Драконы в законодательной власти.

Руководители. Руководители, как правило, получают свои посты на основе избирательной системы и, соответственно, периодически меняются. К власти приходят новые лица, не имеющие ни теоретической подготовки, ни практического опыта работы на макроуровне.

Ошибочно думать, будто руководитель предприятия или хозяйства, сумевший обеспечить его эффективность и развитие в самых трудных условиях, способен управлять экономикой государства (или частью этой экономики).

На макроуровне категорически нельзя:
• использовать прежний опыт, т.к. здесь действуют совсем другие закономерности (на микроуровне добиваются успеха, расталкивая локтями другие предприятия, а на макроуровне надо думать о том, чтобы поднимать всю экономику);
• надеяться на что-то очевидное и само собой разумеющееся, т.к. меры, которые, казалось бы, должны были дать положительный результат, на самом деле приводят к негативным последствиям;
• экспериментировать, т.к. мероприятия, дающие блестящие результаты на микроуровне, ведут к провалу при перенесении на государственный масштаб;
• использовать метод проб и ошибок, не имея надежной обратной связи с народным хозяйством.

От руководителя на макроуровне требуется не хватка и интуиция, а специальная теоретическая подготовка, позволяющая делать точный и абсолютно достоверный расчет последствий принимаемого решения. Но экономической теории, которая необходима для такой подготовки, не существует.

Для управления экономикой крупного современного государства, т.е сложнейшей системой с бесчисленным множеством взаимозависимостей, нужны профессионалы. Но таких профессионалов не существует. Поэтому к власти в стране приходят люди, не являющиеся профессионалами. Значительная часть их становится коррумпированной на этапах восхождения к власти. Но предположим, что к власти прорвался честный, порядочный и энергичный человек, который стремится выполнить свои предвыборные обещания.

Новый руководитель вынужден использовать метод проб и ошибок. Чтобы наладить надежную обратную связь с народным хозяйством он запрашивает статистическую информацию об исходном состоянии народного хозяйства по ряду интересующих его показателей. Но тут выясняется, что достоверной статистической информации по важнейшим экономическим параметрам не существует. Чиновники создают информацию по дефектным инструкциям, дающим ошибки, даже порядок которых остается неизвестным.

Руководитель вынужден принимать управленческие решения при наличии ложной информации на основе интуиции. Однако он не знает, КАК должны выполняться его решения, и не способен создать инструкции по их исполнению. Он даже не может проверить, насколько инструкция, составленная кем-то другим, соответствует его намерениям. В результате большинство управленческих решений сопровождается дефектными инструкциями, не обеспечивающими получение желаемого результата. А те решения, которые выполняются, оказываются ошибочными. Ошибки управления порождают негативные явления, которые нарастают как снежный ком до тех пор, пока ошибка не будет исправлена. Но руководитель не может своевременно исправить свои ошибки, т.к. отсутствует нужная для этого достоверная обратная связь. Негативные явления вызывают справедливое недовольство населения. В конце концов, руководитель осознает свою неспособность поднять благосостояние всего населения. Это вызывает деградацию его личности. Он начинает заботиться лишь о личном благосостоянии, т.е. становится коррумпированным. Так проявляется "эффект Дракона" в системе законодательной власти.

Власть невежества кроме отсутствия профессионализма и криминальности характеризуется несогласованностью действий различных ветвей власти. Все эти факторы неизбежно приводят к тяжелейшим кризисам, которые по своим последствиям намного тяжелее катастроф на отдельных материальных объектах.

Руководители страны фактически признали свою неспособность управлять экономикой, что проявилось в принятом ими курсе на "либерализацию". В условиях катастрофического развития событий они бросили руль управления в надежде на то, что стихия рынка прибьет неуправляемый корабль к желанному берегу. В результате экономика оказалась во власти множества случайных факторов, к числу которых следует отнести и все допущенные ранее и неисправленные ошибки. Совокупность этих факторов удерживает народное хозяйство страны в своеобразной колее экономической депрессии. Остается признать, что эта колея и является детерминированной траекторией нашей макроэкономики.

Руководители не имеют экономической теории, которая помогла бы им избежать экономических ошибок и найти выход из экономического тупика, в котором оказалась страна. При разработке и осуществлении своих экономических программ они используют мероприятия, которые неизбежно вызывают последствия типа: "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

Но главная беда состоит даже не в отсутствии у руководителей нужной теории, а в том, что они и не желают иметь такую теорию. В государстве воцарилась власть воинствующего невежества, что и предопределяет дальнейшее ухудшение состояния народного хозяйства. Судьбы населения вершат невежды (многие из них имеют в кармане дипломы докторов экономических наук), заинтересованные лишь в сохранении своей власти, да в наполнении собственных карманов. Невежды, упорствующие в своем невежестве, становятся опасными. Они все дальше и дальше сталкивают страну в пропасть экономической катастрофы.

Невежество законодателей привело к множеству ошибок в законодательстве страны. Некоторые из этих ошибок следует указать пордробнее.

Нелепость закона о конституции. Носителем государственной власти в стране является народ. Эту власть народ делегирует представительным органам, в которых ее осуществляют депутаты, избираемые народом. Наиболее важные вопросы остаются в ведении носителя власти и решаются путем референдума. Но на референдум должны выноситься только однозначные вопросы, решаемые ответом "да" или "нет".

Важнейшей функцией законодательного органа должно быть утверждение основного закона страны – Конституции. Конституция не должна выноситься на референдум из-за ее многозначности. А вот статья об общественном строе является единственной статьей конституции, которая должна утверждаться на референдуме на основе всенародного обсуждения.

Но в нашей стране все делается наоборот. Конституция утверждается референдумом, что избавляет авторов от ответственности за ее несовершенство. И, напротив, статья об общественном строе на референдуме не обсуждается, а включается в конституцию как свершившийся факт. Таким образом, все изменения общественного строя происходят не в конституционном порядке, а в результате революций, переворотов и путчей.

Не явилось исключением, хотя произошло бескровно, изменение общественного строя в бывшем СССР. Мощная держава со сравнительно пропорциональной единой экономикой распалась на суверенные государства со случайно доставшимися им частями экономики. Для экономик этих государств это стало еще одним дестабилизирующим фактором, так как привело к разрыву устоявшихся хозяйственных связей, возникновению "торговых войн", спаду общественного производства.

Бывшие руководители республик сохранили свою власть в новых суверенных государствах. Все эти правители, резко изменив свои политические взгляды, нарушив все принципы демократии, без согласия народа отказались от социалистического пути развития и взяли курс на капитализацию экономики своих государств. Но они очень просто избежали ответственности, как за прошлые, так и за новые ошибки. Для этого они попросту отбросили прежнюю конституцию и вынесли на референдум новые.

Отсутствие профессионализма. Примером профессионализма может служить управление крупным океанским лайнером или космическим кораблем, т.е. сложными системами, в каждой из которых имеется множество подсистем. Сложность управляемой системы отражается в структуре управления, но в целом управление здесь представляет единый слаженный механизм, обеспечивающий исключительную точность движения как океанских, так и космических кораблей. И никому, не имеющему специальной подготовки, не приходит мысль претендовать на должности капитана корабля или руководителя Центра управления полетами.

А в экономике, которая в сотни раз сложнее, каждый считает себя специалистом. Каждый убежден (это убеждение разделяют и всенародные избранники), что если бы ему дали власть, то он быстро навел бы порядок в народном хозяйстве.

Резкое изменение общественного строя в стране потребовало коренного изменения правовой основы государства. Между тем создание достаточно полного свода экономических законов, охватывающего все возможные ситуации и не содержащего противоречий, требует многолетнего труда специалистов разного профиля. Тот факт, что наши парламентарии стремятся осуществить эту работу в рекордно короткие сроки, свидетельствует лишь о недостатке профессионализма с их стороны и о живучести шапкозакидательского отношения к серьезным проблемам.

Отсутствие подлинной демократии. Демократия подразумевает, что управление государством осуществляется в интересах всего общества, а не какой-то его части. Но при существующей системе законодательной власти об этом нельзя даже мечтать.

Законодательную власть в стране на основе принятой избирательной системы получают парламент и президент. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей, а из кандидатов проходит тот, кто в первом туре наберет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Во втором туре проходит кандидат, который в первом туре получил менее 50% голосов. Таким образом, статус всенародных избранников получают лица, за которых проголосовало около 25% общего числа избирателей страны. Мнение 75% избирателей остается неучтенным. Но беда в том, что ущемляются интересы даже тех избирателей, которые проголосовали за этих избранников.

Президент – это, прежде всего, человек, которому, как известно, свойственно ошибаться. Если учесть, что в стране существует множество групп людей с противоречивыми интересами, то становится очевидным, что президент не может обеспечить соблюдение всех этих интересов. Он набирает для себя аппарат помощников из состава группы, интересы которой он разделяет. В результате все решения президента готовятся и принимаются с учетом интересов только одной группы общества, а про интересы избирателей он вспоминает только перед объективами телекамер.

Парламент состоит из представителей различных групп и, казалось бы, в своих решениях имеет возможность согласовать эти интересы. Однако политические партии борются за завоевание абсолютного большинства в парламенте. В этом случае они получают возможность принимать законодательные решения, не согласовывая их с другими партиями. Остальным партиям отводится при этом роль оппозиции, а интересы населения, отдавшего им свои голоса, не учитываются.

Впрочем, депутатское большинство, да и парламентскую оппозицию, вообще мало волнуют интересы избирателей. В своей деятельности они отдают приоритет лоббированию интересов групп, протолкнувших их в парламент, хотя эти интересы чаще всего противоречат интересам избирателей, отдавших им свои голоса. Депутаты не несут никакой ответственности за обман избирателей во время предвыборной компании, так как такая ответственность ими исключена установленными для себя "правилами игры".

Таким образом, легенда о демократичности существующей законодательной власти служит лишь маскировкой отсутствия демократии. Отсутствие ранжирования политических приоритетов. Сейчас, вместо имевшейся ранее избыточной регламентации каждого шага хозяйственной деятельности предприятий возникли правовые "белые пятна", которые наряду с противоречиями в законах создают ситуации типа "все правы" .

В цивилизованном обществе ситуации типа "все правы" вполне возможны на уровне борьбы мнений, в газетной полемике. Это связано с существованием "партийности" взглядов, при котором представители каждой партии имеют различные приоритеты по одному и тому же вопросу. Различие основных посылок вызывает различие выводов. Логика при этом не дает возможности придти к согласию.

Последнее достигается только путем политических компромиссов.

В экономической жизни, во взаимоотношениях между предприятиями, органами государственного управления и т. п. такие ситуации совершенно недопустимы. Их возникновению в хозяйственной практике должны препятствовать механизмы выявления "единственного правого" т. е. четко и однозначно сформулированные "правила игры". Разработку "правил игры" следует осуществлять на основе предварительного установления строгой системы приоритетов (при этом обязательны политические компромиссы, устраняющие основу последующих споров).

К сожалению, наши законодатели не установили систему приоритетов, а поэтому их решения вызывают постоянное возникновение ситуаций "с двумя и более правыми".

Отсутствие системы приоритетов вызывает особенно много противоречий в подзаконных актах, утверждаемых различными исполнительными органами государственного управления. А эти противоречия ведут к возникновению ситуаций, когда "все правы".

Обращение в суд или арбитраж очень редко разрешает эти ситуации. Напротив, решения судов разных инстанций оказываются противоположными. И тогда действует только право сильного, Частое возникновение ситуаций с "множеством правых" требует срочного решения проблемы совершенствования "правил игры".

Можно добавить, что ситуации типа "все правы" возникают даже в парламенте страны.

Так, например, при обсуждении государственного бюджета одни выступающие требуют соблюдения социальной справедливости, другие добиваются увеличения средств на оборону, третьи считают обязательным учет экологических проблем, четвертые толкуют о необходимости помощи регионам, пятые жалуются на недостаточность финансирования образования, здравоохранения и т.д. и т.п. Все правы, а решение может быть только одно. И это единственное решение принимается самым недемократическим путем: большинством голосов. К сожалению, при отсутствии системы приоритетов победа того или иного принципа при такой системе выбора становится случайной, а в законах возникают коллизии.

Отсутствие надлежащего разделения функций. Законодательная власть не наводит порядка в разделения функций, обязанностей и ответственности между различными ветвями власти и отдельными органами исполнительной власти. Это приводит к множеству конфликтов и к хаосу. Ряд органов исполнительной власти, не выполняя собственные функции, нарушает полномочия других органов, главным образом, низшего иерархического уровня. Этот недостаток обостряет то обстоятельство, что региональные органы власти обладают определенным суверенитетом, т.к. не подчинены непосредственно федеральным органам.

Кроме того, ряд важнейших функций вообще никто не исполняет. В частности, рассматриваемая функция по разделению функций органов государственного управления, должна исполняться самим парламентом. Не выполняет парламент и функции, связанные с определением политики страны по множеству вопросов.

Отстраненность от решения политических вопросов. Парламент страны настолько увлекся законотворческой деятельностью, что упустил из вида главное: решение политических вопросов. Определение политики решения ряда важнейших государственных вопросов он предоставил на откуп президенту и правительству. В результате такого попустительства он сам лишил себя реальной власти и превратился в сборище марионеток. При этом вопросам внешней политики президент и правительство уделяют какое-то внимание. А вот вопросы экономической политики никто не решает. Без стержня экономической политики экономика обречена на деградацию. Правительство периодически принимает и осуществляет так называемые "программы стабилизации экономики", которые фактически представляют собой наборы противоречащих друг другу мероприятий. Эти программы не учитывают основные причины, вызывающих деградацию народного хозяйства, а входяшие в них мероприятия строятся на ошибочных теоретических посылках. Осуществляемые "реформы" вступают в противоречие с объективными экономическими законами, что вызывает лишь новые негативные последствия, которые "требуют дальнейшего развития реформ". На деле же осуществляемые реформы лишь все больше разрушают народное хозяйство. Такие действия органов государственного управления вызывают справедливое недовольство населения, т.к. свидетельствуют о их неспособности выполнять свои функции.
Однако, как уже показала история, смена руководителей и даже изменение политического строя, как правило, не обеспечивает улучшения состояния экономики. К власти приходят столь же некомпетентные, но зато весьма амбициозные личности, которые своими непрофессиональными действиями еще более ухудшают состояние экономики.

Примеры недостаточной компетенции, недостаточного профессионализма буквально всех наших органов государственного управления можно продолжать бесконечно. Буквально все факторы, детерминирующие негативный характер развития экономики, возникли в результате ошибок и просчетов органов государственной власти.

Можно сделать вывод, что основным фактором дестабилизации экономики в постсоветских государствах является слабость государственного управления на макроуровне, порождаемая отсутствием подлинной демократии при экономической и политической безграмотности руководителей самого высшего звена.

Власть воинствующего невежества, воцарившаяся в стране, предопределяет дальнейшее ухудшение состояния народного хозяйства. Судьбы населения вершат правители, заинтересованные лишь в сохранении своей власти, да в наполнении собственных карманов. При этом слово "теория" для невежд у власти, многие из которых имеют в кармане дипломы докторов экономических наук, стало ругательным, равнозначным слову "чепуха".

В начало части II.

На главную.


Используются технологии uCoz