1.1. "Эффект Дракона" в исполнительной власти.

Специфика работы исполнителей. Огромная армия чиновников рассредоточена по кабинетам множества министерств, ведомств и учреждений федерального и региональных уровней. Чиновники остаются на своих местах при периодических сменах руководителей. В основной своей массе это грамотные специалисты, знающие специфику курируемых ими объектов и остающиеся опорой действующей власти при любых политических переменах в стране. Руководители, получающие государственную власть в стране, не могут обойтись без них, но обязаны учитывать специфику их работы.

От чиновника не требуется глубоких теоретических знаний. Он не имеет права на проявление инициативы. Он обязан быть бюрократом и работать только по инструкции. У него есть своя должностная инструкция, в соответствии с которой он получает для исполнения определенные входящие документы. Для работы с каждым входящим документом у него имеются подробные инструкции. Исполнение заканчивается подготовкой исходящего документа.

Чиновнику недостаточно указания, ЧТО он должен делать. Ему необходима инструкция, КАК это делать. В тех случаях, когда для исполнения входящего документа у чиновника нет соответствующей инструкции, он не сможет его исполнить даже в том случае, если входящим является государственный закон.Нарушение этого порядка недопустимо, т.к. может вызвать анархию и хаос в масштабе страны. Зато можно быть уверенным, что каждый чиновник точно выполнит предназначенную для него инструкцию.

Если приглядеться к инструкциям, по которым работают чиновники, то можно заметить, что значительная часть их имеет серьезные дефекты, причины которых будут рассмотрены в следующем параграфе. Сам чиновник не может исправить эти дефекты, да и не имеет на это права. Но в процессе работы по дефектной инструкции он убеждается, что самое добросовестное исполнение им своих обязанностей не дает положительного результата.

Ощущение полной неспособности выполнять свои функции создает механизм "эффекта Дракона" в системе исполнительной власти. Если бы работники низших иерархических уровнейорганов государственного управления могли бы способствовать развитию народного хозяйства, то получали бы большее удовлетворение от своей деятельности и, соответственно, меньше деградировали. Экономическая преступность, таким образом, является вторичным явлением. Впрочем, некоторые чиновники вынуждены оставаться честными, т.к. им попросту не за что брать взятки.

Министерства и ведомства. Государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность отдельных предприятий, избегая мелочной опеки, которая была атрибутом недоразвитого социализма. Но государственные органы обязаны отвечать за макроэкономические показатели народного хозяйства, за ход экономического развития страны. Именно государство должно создавать условия, которые стимулировали бы рост общественного производства. Только оно может определять "правила игры" для предприятий микроуровня и следить за выполнением этих правил всеми участниками товарно-денежных отношений.

Народное хозяйство деградирует, а ни одно из экономических ведомств не способно выполнять свои функции. Хотели бы, да не умеют. Некомпетентность работников этих ведомств обладает огромной разрушительной силой для экономики государства. Программы правительства не выполняются, народное хозяйство терпит ущерб, а общество получает неполную, сильно искаженную, а в ряде случаев и преднамеренно ложную информацию о результатах реформ. Впрочем, информация о недостатках в работе основных экономических органов государственного управления будет приведена ниже, в параграфах данного раздела.

Основной функцией экономических ведомств является разработка "правил игры" для предприятий и организаций народного хозяйства. Эти "правила" создаются в форме нормативных документов, детализирующих законодательные акты, принимаемые парламентом.

Предприятия должны в своей деятельности руководствоваться огромным количеством нормативных документов, как новых, так и принятых ранее. Многие из этих документов противоречат друг другу, что делает их невыполнимыми. Руководители предприятий, лавируя в море нормативных документов, вынуждены нарушать какие-то из них. Привыкание к неизбежности нарушений порождает желание использовать их в целях личной наживы. Таким образом, коррупцию и криминализацию экономики обусловливают объективные недостатки системы управления, а не врожденная порочность людей.

Правительство. Итак, экономические министерства и ведомства не справляются со своими функциями. Но значительная доля вины за это ложится непосредственно на правительство, которое обязано координировать действия всех органов государственного управления и обеспечить четкое выполнение работ каждым из них. Правительство не выполняет этой своей основной функции. Оно не способно найти выход из экономического тупика, в котором оказалась страна. Курс на "либерализацию экономики" в условиях катастрофического развития событий указывает на признание им своей неспособности управлять экономикой и попытку полностью отдаться на волю экономической стихии.

Правительство не имеет экономической политики, утвержденной законодательным органом, и пытается управлять народным хозяйством путем использования случайных наборов мероприятий, называемых реформами. Эти мероприятия неизбежно вызывают последствия типа: "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Отсутствие ясной экономической политики вызывает ежегодное нарастание кризисных явлений. Можно отметить проявление своеобразного резонанса, когда деградация экономики обостряет слабость управления, а слабость управления вызывает нарастание негативных явлений.

Более того, отдельные работники правительственных органов коррумпированы и сознательно осуществляют ограбление собственного народа и разрушение народного хозяйства. Другие же, сохраняя "чистую совесть", проявляют отсутствие профессионализма, недобросовестность и невежество в вопросах, относящихся к их компетенции. Вред от их деятельности отнюдь не меньше, и поэтому "чистая совесть" отнюдь не оправдывает их.

Чередующиеся в стране правительства при всем их разнообразии в главных характеристиках удивительно похожи друг на друга. Все они ревностно клянутся в своей приверженности к рыночным реформам, но не обеспечивают выполнение своих функций по управлению экономикой. Они периодически провозглашают цели, соответствующие интересам общества, но проявляют неспособность реализовать их достижение.

Руководители правительства систематически утверждают, что они овладели ситуацией, преодолели инфляцию, что кризис уже перешел в фазу депрессии, и буквально на днях начнется подъем. Но каких-либо тенденций, подтверждающих эти победные реляции, в народном хозяйстве не наблюдается. Все процессы в экономике приняли устойчивый негативный характер, который не затихает, а, напротив, самовоспроизводится и усиливается. Пора понять, что сама по себе эта тенденция не прекратится. Ее преодоление потребует от общества тяжелых и длительных усилий. И чем больше промедление с началом активных действий, тем труднее будет выбираться из экономической пропасти, в которую правительства сталкивают свои страны под лозунгом: "Обратной дороги нет!"

Отдельные работники правительственных органов коррумпированы и сознательно осуществляют ограбление собственного народа и разрушение народного хозяйства. Другие же, сохраняя "чистую совесть", проявляют отсутствие профессионализма, недобросовестность и невежество в вопросах, относящихся к их компетенции. Вред от деятельности вторых отнюдь не меньше, а даже больше, поскольку они помимо соучастия в криминальной деятельности первых выполняют функцию обмана народа.

В начало части II.

На главную.


Используются технологии uCoz